Просоциальное и антисоциальное поведение в обществе

Другая психология » Просоциальное и антисоциальное поведение в обществе

Страница 1

Наше общество сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффектив­ных способов изучения распространенности просоциального поведения и ее сравнения с распространенностью антисоциального поведения яв­ляется изучение освещения этого поведения в программах новостей.

Никакие средства общения в прошлом ни по оперативности сообщений, ни по широте охвата аудитории не могут идти ни в какое сравнение с современными средствами массового воздействия, возможности которых неизмеримо продолжают возрастать. Огромные возможности влияния на широкие слои народа возникли благодаря средствам массовых коммуникаций, прогрессу современной техники.

Пресса, радио, кино, телевидение, реклама воздействуют на самые разнообразные слои населения; эту возросшую техническую мощь средств информации использует как определенный канал управления обществом, манипуляции сознанием и поведением. Подача даже одинаковой по содержанию информации может быть различной по характеру, по тому, как её преподносит, ориентируясь на запросы своей аудитории, конкретное издание или компания. Среди такого огромного количества источников информации, которое существует в наше время, очень трудно найти два абсолютно одинаковых взгляда на любую проблему. Средства массовой информации освещают множество проблем, и каждый канал преподносит информацию по-своему.

На современном этапе развития общества актуальна проблема антисоциального и просоциального поведения людей. Проанализировать какое поведение в обществе превалирует, возможно только с помощью средств массовой информации, которое информируют общество о происходящих событиях по всему миру. Оптимальный вариант – это телевизионные программы новостей, в которых коротко и по существу излагается суть происходящего.

Рассмотрим телевизионные программы новостей, которые транслируются несколько раз в течении дня по нескольким телевизионным каналам и проведем контент - анализ на тему «Какого поведения в обществе больше - просоциального или антисоциального?».

Просоциальное и антисоциальное поведение в обществе.

Просоциальное поведение

(от лат. рrо – приставка, обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – общественный) — поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Противоположно антисоциальному поведению.

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением могут пониматься любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки) до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Соответственно могут быть измерены затраты помогающего своему ближнему: внимания, времени, труда, денежные расходы, отодвигание на задний план своих желаний и планов, самопожертвование. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма ( иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о людях ). Вот как определил этот важный человеческий мотив Г.Маррей, который одним из первых назвал его в своих работах. Данный мотив проявляется в том, чтобы "высказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного

Просоциальное, поведение можно определить как такое, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях и оказания помощи им осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было давления на него со стороны или собственного расчета.

Антисоциальное поведение

- тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе. Антисоциальное поведение - вид поступков, проявляющихся в изоляции индивида от других людей или в частых конфликтах с другими людьми или социальными институтами, акт антисоциального, отклоняющегося от нормы поведения, посягающий на общественные отношения, охраняемые уголовным законом.

Для того чтобы правильно распознать действительно антисоциальное и просоциальное поведение, необходимо учитывать ряд факторов и способов подачи материала в телевизионных выпусках новостей. Эти факторы могут оказывать непосредственное влияние на восприятие личностью новостей и отнесение их в сознании как к группе просоциальных, так и к группе антисоциальных новостей.

Внимательно посмотрев на телевизионную программу новостей, можно сделать определенные выводы. А именно:

Наше восприятие новостей зависит от особенностей размещения сериалов в сетке вещания (при условии их просмотра). Последние настраивают человека на преобладание определенного типа восприятия. Как правило, это некритичная, пассивная позиция стороннего наблюдателя. И так изо дня в день, подобный способ восприятия входит в привычку. Зритель следит за судьбой героев, интересуется ими, не связывая их проблемы непосредственно с собой — не анализирует обстановку, а просто «отдыхает». Не исключено, что именно такое восприятие будет преобладать и при просмотре вечерних новостей. Человек просто не успеет перестроить мышление. К тому же, сериалы, идущие после программы «Время», мотивируют его не менять данной установки, и новости отчасти воспринимаются как информация между фильмами до 22.00 и фильмами после 22.00.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Евгеническое движение
Говоря о Ф. Гальтоне и его работах, касающихся проблем наследственности, нельзя не упомянуть о евгеническом движении. Термин "евгеника" (от греческого eugenes - хорошего рода, породистый) был предложен Ф. Гальтоном в 1883 г., од ...

Познавательные процессы
Ощущение - психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, памят ...

Изучение зависимости развития учебно-познавательных мотивов младших школьников от типа коллективной деятельности
Исследование проводилось в 1 классе “А” школы № 125 г. Москвы Цель исследования, состояла в выявлении эффективных форм организации коллективной учебной деятельности и влияния их на развитие у ребенка такой важнейшей компоненты учебно-поз ...