Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение

Другая психология » Профессиональное ориентирование в молодежной среде » Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение

Страница 7

4. Сформирована: готовность самостоятельно строить новые ЛПП в усложняющихся, изменяющихся условиях.

Что касается вариантов реализованности ЛПП, то предлагаются следующие пять:

1. Пассивное положительное принятие того способа порождения ЛПП, который фактически состоялся, и успокоенность.

2. Активное выражение ЛПП в повседневных разговорах, спорах о выборе профессии.

3. Частичная реализация ЛПП в тех или иных формах самообразования, пробах сил.

4. После выхода из школы осуществляется реальный выбор учебного заведения, работы, обучения на производстве.

5. Успешная адаптация к избранной профессии и дальнейшее профессиональное развитие.

Общая схема принятия человеком решения о выборе профессии может быть примерно такой:

1. Составить себе общую обзорную ориентировку в мире профессий.

2. Выделить возможности и ограничения, связанные с обстановкой в группе близких людей, в обществе.

3. Собрать, упорядочить сведения в соответствии с формулой «моей» профессии, учтя и возможные запасные варианты выбора.

4. Если необходимо, уточнить для себя формулу своей профессии.

5. Обдумать варианты шагов на пути освоения профессии.

6. Мысленно «проиграть», продумать элементы структуры ЛПП.

7. Окончательно принять решение, объявить его уважаемым людям.

V. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Это звено и основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.

VI. Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженных или завышенных притязаний – важные регуляторы и выбора профессии и адаптации к профессиональной общности и взаимоотношений со значимыми людьми.

VII. Информированность. Здесь информация, которая касается профессионального будущего, должна быть доброкачественной.

VIII. Склонность к тем или иным видам деятельности.

Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречить друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы учащегося могут возникать под влиянием предрассудков «чести» и не согласовываться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласовываться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «утянут» товарищи и т.п. Задача педагога – помочь учащемуся внести максимум порядка, согласованности в его неповторимую ситуацию выбора профессии (найти «консенсус» с родителями, противостоять выбору профессии «за компанию», отстранить от ложных соображений о престижности и сконцентрироваться на том, к чему более склонен и более способен на этом пути и будет успех).

Определение специфики профессионального самоопределения имеет важное значение хотя бы для того, чтобы обозначить более адекватные цели профконсультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения.

Специфические задачи профессионального самоопределения:

1. Постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (учащиеся с 1 по 8 класс) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане.

2. Психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста – выпускники школ, абитуриенты)

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Основные этапы профессионализации личности
Процесс профессионального становления личности - системный процесс. В качестве единиц его анализа выступают этапы различной степени длительности и интегрированности: стадии, периоды (часть стадии), фазы (часть периода). Независимо от уров ...

Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
Воображение - это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте ...

Значение этнопсихологических факторов при переезде в другую страну на постоянное место жительства
Вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к другим социальным группам, вовсе не всегда являются центральными, т.к для большинства людей более важными оказываются проблемы повседневной жизни – работа, зарплата, восп ...