1. Общее недоразвитие — тотальное недоразвитие всех психических функций. Типичная модель общего недоразвития — олигофрения, врожденная или рано, до трех-четырех лет, приобретенная умственная отсталость.
2. Задержанное психическое развитие — замедление темпа развития психики. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.
3. Поврежденное психическое развитие, связанное с перенесенными инфекциями или травмами, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями. В от-Н1Чне 01 общего недоразвития здесь всегда имеется более или менее длительный период нормального развития, но в результате патогенного воздействия психические функции, уже сформировавшиеся в основном к этому времени, распадаются, регрессируют. Однако страдают различные функции неодинаково, поэтому расстройства психических сфер неоднородны и парциальны, частичны. Типичная модель — приобретенная после трех лет умственная отсталость.
4. Дефицитарное развитие, связанное с первичной недостаточностью отдельных анализаторных систем: зрения, слуxa, а также опорно-двигательной. Первичный дефект ВС им к недоразвитию какой-то функции и замедлению развития других, связанных с пострадавшей опосредованно.
5. Искаженное развитие — сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований. Наблюдается при процессуальных психических расстройствах (например, шизофрении), раннем детском аутизме.
6. Дисгармоническое развитие по структуре напоминает искаженное, однако здесь причиной является не текущий болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью являются психопатии и так называемое патологическое формирование личности.
Но и в этой, наиболее приемлемой классификации есть недостатки, на что обращает внимание сам В.В. Лебединский. Например, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. При детском церебральном параличе, в частности, можно наблюдать как дефицитарное, так и задержанное развитие, а в отдельных случаях и общее психическое недоразвитие. При ранней детской шизофрении возможно как задержанное, так и искаженное, а в некоторых случаях и поврежденное развитие. Поэтому варианты психического дизонтогенеза предлагается рассматривать не как самостоятельные монолитные образования, а как синдромы аномального развития с выделением ведущего синдрома.
Попытку создать типологию отклоняющегося развития на основе психологических показателей предприняли Н.Я. и М.М. Семаго. Они в базовых вариантах отклоняющегося развития выделяют четыре подгруппы.
1. Недостаточное развитие:
— тотальное недоразвитие (простой уравновешенный, аффективно-неустойчивый и тормозимо-инертный типы) характеризует различные формы олигофрении;
— задержанное развитие (гармонический и дисгармонический инфантилизм) характеризуется замедлением темпа формирования когнитивной и эмоционально-личностной сфер, включая регуляторные механизмы деятельности; вариантами клинического диагноза здесь могут быть ЗПР или психический инфантилизм;
— парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ): а) регуляторного компонента; б) вербального и вербально-логического; в) смешанный тип. В отличие от задержанного развития здесь имеется несформированность базовых предпосылок психической деятельности, такие дети не догоняют своих сверстников, можно лишь в какой-то мере компенсировать их утраты.
Читайте также:
Основные стратегии организации профориентационной помощи
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представит и несколько дифференцированные направления работы, разбив их услов ...
Характеристика возрастных возможностей
Дети четвертого года жизни, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вм ...
Рекомендации для преподавателей и старшеклассников.
В данном коллективе 61% людей, которые определились со своей будущей профессией, остальные же ещё не сделали этот выбор. Всё-таки 39% старшеклассников из рассматриваемого коллектива это достаточно большое количество. У них осталось пол го ...
Навигация сайта