Психический дизонтогенез как «болезни развития»

Другая психология » Проблемы нормы и патологии в психологии » Психический дизонтогенез как «болезни развития»

Страница 7

Временная независимость функции превращается в ее изоляцию: сама функция стереотипизируется, зацикливается в развитии. Например, при олигофрении с явлениями гидроцефалии могут быть хорошими механическая память и речь, но возможности их использования очень ограничены нарушением мышления: внешне богатая речь остается на уровне подражательной.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности ЦНС характеризуются повышенной инертностью, в результате возникает их патологическая фиксация. Ярче всего это проявляется в познавательной сфере в виде инертных стереотипов.

Больше всего страдает развитие сложных межфункциональных связей — иерархических координации, что выражается в их недоразвитии, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях. Например, дети с ЗПР, уже освоив простые счетные операции в речи, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах.

Одним из механизмов возникновения новых координации является гетерохрония, в патологии же наблюдается ее нарушение — асинхрония. Выделяют явления ретардации (незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм); патологической акселерации отдельных функций (например, чрезвычайно раннее, до года, и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме); сочетание патологической акселерации и ретардации психических функций, смешение на одном возрастном этапе образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи (например, сосуществование у ребенка с ранним детским аутизмом высокоразвитой речи и выраженного недоразвития сенсорной и моторной сферы).

Описанные механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушения инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Согласно Л.С. Выготскому, чем дальше отстоит первичный дефект от вторичных нарушений, тем больше возможностей для коррекции и компенсации последних с помощью рациональной системы обучения и воспитания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Читайте также:

Обзор литературы по теме исследования
В литературе по проблемам психологического консультирования этапы консультационной беседы несколько рознятся, однако их содержательная сторона и конечный результат идентичны. Для нас рассмотрение этапов психологического консультирования п ...

Эмоциональный способ отражения отношений и аффективные оценки
Несмотря на большую простоту по сравнению рефлексивным познанием отношений осознанное постижение своих потребностных отношений и их отражение в оценочной форме требуют, все же, достаточно высокого уровня познавательных возможностей субъек ...

База исследования и анализ результатов исследовательской работы
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Котласа. На первом этапе мы выявляли акцентуации характера при помощи использования опросника Шмишека (Приложение 1). Данная методика позволяет увидеть личност ...