Психический дизонтогенез как «болезни развития»

Другая психология » Проблемы нормы и патологии в психологии » Психический дизонтогенез как «болезни развития»

Страница 4

2. Асинхронное развитие:

— дисгармоничное (экстрапунитивный; интрапунитивный и апатический типы) определяется спецификой формирования отдельных уровней базовой аффективной регуляции при сохранности ее общей структуры и иерархии самой системы уровней, а также сдвигом пропорций в развитии всех уровней; клинические диагнозы — психопатии и патохарактерологическое развитие личности в различных их вариантах;

— искаженное (преимущественно эмоционально-аффективное или когнитивное развитие, а также мозаичные типы) характеризуется изменениями в формировании не только системы аффективной регуляции, но и других базовых составляющих (пространственных и пространственно-временных представлений, произвольности психической активности). В совокупности эти изменения искажают пропорции развития когнитивной, мотивационно-волевой и аффективной сфер. Клинические диагнозы — ранний детский аутизм, аутические расстройства, синдром Аспергера и др.

3. Дефицитарное развитие. Оно определяется недостаточностью сенсорных, опорно-двигательных и других систем. В зависимости от времени их повреждения выделяют варианты раннедефицитарного и позднедефицитарного развития. Психологические профили специфичны как для каждого варианта дефицитарного развития, так и внутри этих вариантов, что связано с влиянием опосредующих факторов нарушения.

4. Поврежденное развитие. Оно возникает при органических повреждениях мозга вследствие черепно-мозговых травм, нейроинфекций, текущих заболеваний мозга в возрасте от трех-четырех лет, когда морфологические структуры мозга уже сформированы:

- локально поврежденный тип развития наблюдается при меньшем объеме общемозговых проявлений, для него характерны «мозаичность» познавательной деятельности и замедление темпа развития; — диффузно поврежденный тип развития характеризуется изменениями операционально-технических характеристик психической деятельности (снижение ее темпа, неравномерность, колебания психического тонуса и работоспособности) и выраженными повреждениями регуляции. В тяжелых случаях происходит распад отдельных, уже сформированных ВПФ в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся, в более легких — снижение темпа формирования ВПФ. Клинический диагноз — приобретенная умственная отсталость органического, эпилептического, шизофренического генеза. Н.Я. и М.М. Семаго объединяют собственно психологический подход с нейропсихологическим, обосновывая это тем, что такие параметры, как квалификация актуального психического состояния ребенка, определение времени и места «поломки», соотнесение ситуации развития с возрастными нормативами и «идеальной программой развития», требуют обращения к принципам и закономерностям нейропсихологического анализа. В результате определяется интегративный статус развития, позволяющий выбрать адекватные коррекционные программы, соответствующие характеру развития ребенка, в том числе и необходимую последовательность их реализации.

Сами авторы отмечают, что предлагаемая классификация достаточно условна, как и любая другая, описывающая относительно «чистые», «ядерные» варианты отклоняющегося развития. В жизни они могут по своим проявлениям частично накладываться друг на друга и пересекаться. Кроме того, в зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий и факторов развития может происходить «смещение» исходного варианта нарушения в сторону иного психологического типа, который будет маскировать истинный, первичный дизонтогенез. Поэтому отнесение ребенка к тому или иному типу — это исключительно динамическая оценка, определяющая внутренний ход его процесса развития, но не ярлык, прикрепленный раз и навсегда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Психические процессы
Эмоции, чувства. Мышление, речь. Память. Воображение, представление. Внимание. Ощущения, восприятие. Внимание Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Воображение, предс ...

Пассивное воображение
Пассивное воображение - более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого. Пассивное воображение включает: непреднамеренное и непредсказуемое воображение. Пассивное воображение подчинено внутренним, с ...

Области применения проективных методик.
Чаще всего вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики: -расстановка кадров, профотбор, профориентация; -оптимизация обучения и воспитания; -прогнозирование социального поведения ( ...