Следственная деятельность и ее особенности

Другая психология » Профессиональные и личностные качества следователя » Следственная деятельность и ее особенности

Следственная деятельность осуществляется строго в соответствии с законом и проходит в рамках предусмотренных им процедур. Это важнейшее начало, постоянно подвергающееся сомнению и попытке ограничения. Связанность законом делает работу более трудной, но зато и более надежной и оптимальной. Чем жестче следователь исполняет закон, тем лучше защищены интересы общества. Проблема законности и процедурности деятельности следователя рассматривается в рамках уголовного процесса.

Следственный аппарат действует, как известно, в нескольких ведомствах: а) прокуратуре; б) органах внутренних дел; в) службе безопасности. Основная задача работы следователей во всех ведомствах—расследование преступлений. Эта задача дифференцируется и конкретизируется уголовно-процессуальным законодательством, подследственностью, т. е. кругом преступлений, которые они обязаны расследовать, подчиненностью основным задачам того ведомства, к которому они принадлежат, условиями работы в данном ведомстве.

Любой следственный аппарат состоит из структурных единиц на уровне района, округа, города, области, края, республики, центра Федерации. Отсюда должностная лестница, т. е. карьера следователей внутри самого следственного аппарата, связана с движением от следователя к начальнику отдела (отделения, управления) и с переходом с низовой ступени ведомства на более высокую. В принципе следователи выполняют один вид профессионального труда — расследование уголовных дел. Но сама по себе эта деятельность чрезвычайно разнообразна, и по возможности следователи специализируются на различных группах преступлений. При этом специализация определяется ведомственной принадлежностью и положением. По идее следователи прокуратуры расследуют дела наиболее сложные; следователи МВД — дела, нуждающиеся в широком оперативном обслуживании, а также менее сложные.

Следователь по действующему закону является самостоятельной процессуальной фигурой. Возможности влияния на него по конкретному уголовному делу ограничены и достаточно детально регламентируются в УПК РФ. В то же время следователь — это работник, подчиняющийся вышестоящим должностным лицам в сфере организации труда, дисциплины, распорядка рабочего времени, выполнения различных непроцессуальных заданий (дежурства, организационная работа и пр.). Это реальное противоречие обусловливает постоянную актуальность вопроса о самостоятельности следователя, который на практическом уровне выглядит как проблема организации самостоятельного следственного аппарата, вывода следователей из МВД и из прокуратуры.

Действительно, хотя закон в достаточной мере наделяет следователя процессуальной самостоятельностью, организационно-управленческое воздействие на него всегда очень сильно. При этом именно следователь отвечает за установление истины, за законность и обоснованность своих решений.

Все это порождает высокие требования к следователям, их труду. Выполнение следственной работы требует глубокой позитивной мотивации, готовности к труду, принципиальности и многих иных положительных качеств.

Но люди, успешно работавшие следователями, могут хорошо работать, как правило, повсюду. Работа следователя — прекрасная школа для следователя при условии жесткого самоконтроля.

Читайте также:

Исследование различных аспектов переживания времени
В настоящее время в психологии интенсивно разрабатывается личностно-психологический аспект изучения проблемы времени, связанный с тем, как переживает и осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь. Жизненный путь как психологиче ...

Психограмма
1) Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности – профессионально важные качества: - хорошие организаторские способности (в основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, ...

Особенности конфликтов в классных коллективах
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развивают ...