Игра на детских музыкальных инструментах

Другая психология » Программа "Истоки" » Игра на детских музыкальных инструментах

Страница 1

Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям большую радость, привлекает их к музыке, способствует общению друг с другом. Если игра на детских музыкальных инструментах построена на слуховой, т.е. собственно музыкальной, основе как деятельность подбора по слуху, в ней развивается вся система музыкальных способностей, в первую очередь тембровый и мелодический слух и чувство музыкального ритма.

У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно развит тембровый слух, что позволяет хорошо ориентироваться в тембровом разнообразии звучания инструментов и контрастных регистрах. Высокая степень развития динамического слуха делает возможным воспроизведение на детских музыкальных инструментах не только контрастных степеней громкости (форте и пианино), но и тонких переходов между ними.

В системе чувства музыкального ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа. При этом они успешнее всего справляются с воспроизведением относительно быстрого темпа, а затем и со средними его градациями.

На пятом году жизни характерным для детей является равномерный тип решения ритмических задач. Они могут воспроизвести в ударном оркестре метрическую пульсацию, которая является «канвой» ритмического рисунка. Последний в этом возрасте становится доступным детям, однако соединить его с мелодической линией песен и пьес им сложно. Поэтому в деятельности подбора по слуха выделяется специальная, ритмическая ступень, на которой дети, играя в ударном оркестре, овладевают ритмическим рисунком.

В целом в младшем дошкольном возрасте деятельность подбора музыки по слуху в своем формировании проходит две первые ступени – ориентировочно-тембровую и ритмическую, которые предшествуют становлению мелодической ступени в старшем дошкольном возрасте.

На шестом году жизни формируется мелодическая ступень деятельности подбора мелодии по слуху. На этой ступени детей отличает достаточно широкая предварительная ориентировка в задании. Они не сразу начинают подбирать, а прислушиваются к извлекаемым звукам, стараются подстроиться к ним голосом, легко переходят от образов-интонаций к подбору коротких, а затем все более развернутых мелодий, учатся подбирать мелодии на фортепиано. Затем происходит перенос способов действий с одного на все другие музыкальные инструменты.

На основе деятельности подбора мелодии по слуху продолжается формирование детского инструментального творчества. В старшем дошкольном возрасте большинство детей проходят мелодический этап становления импровизации, на котором появляется законченная мелодия, облеченная в определенную музыкальную форму. Ритмическая палитра детских сочинений на мелодическом этапе становится менее яркой и разнообразной, как бы подчиняясь оформившееся мелодии.

Задачи развития

- знакомить с тембрами детских музыкальных инструментов и способами звукоизвлечения; поощрять самостоятельный выбор и обследование этих инструментов;

- развивать динамический слух в процессе исполнения музыкальных произведений;

- учить детей воспроизводить равномерную метрическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских ударных инструментах;

- учить совместному со взрослым музицированию на фортепиано, используя песни-ритмы, построенные на одном звуке;

- на пятом году жизни учить детей подбирать по слуху эталонные мелодические построения; способствовать переносу приобретенных на фортепиано способов действий на другие детские музыкальные инструменты;

- развивать чувство ансамбля, интерес к игре на деревозвучных, металлозвучных и другим музыкальных инструментах.

К семи годам ребенок:

- владеет приемами игры на различных детских музыкальных инструментах;

- слышит, как меняется звук при правильном и неправильном звукоизвлечении;

- самостоятельно подбирает инструменты, соответствующие характеру музыкальной пьесы, ее частей;

- умеет вычленить и воспроизвести ритмический рисунок пьесы;

- подбирает по слуху несложные мелодии на различных детский музыкальных инструментах;

- может эмоционально и выразительно исполнять музыкальные произведения в ансамбле и оркестре;

- определяет форму музыкального произведения;

- пытается импровизировать на детских музыкальных инструментах;

- может самостоятельно дирижировать оркестром или ансамблем детских музыкальных инструментов (на 2/4 и 3/4).

Музыкальная игра-драматизация – уникальный по своим развивающим возможностям синтетический вид детской деятельности. Он может объединять в себе музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа. Это комплексное, иногда совместное со взрослыми, игровое действие детей, в котором происходит общение, опосредованное ролью и музыкой.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Психологическая портрет страхового агента
Итак, мы подошли к личности страхового агента, т.е. человека заключающего контракты на оказания услуг страхования. Каков психологический портрет успешного работника страховой компании, который выполняет свою работу на радость руководству ...

Психофизиологическая характеристика силы
Одно из свойств движений — сила – сопротивление мышцы внешним воздействиям. Еще в древности люди поняли, что главный недостаток мышечной системы человека — ее медленное действие. Первым, кто задумался над использованием мускульной энерги ...

Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение
История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ре ...