Общая характеристика зарубежной конфликтологии

Страница 6

Теории политической стабильности.

Концепции данного направ­ления появились в начале 60-х годов. Основное внимание в них уделяется изучению факторов недопущения конфликтов в совре­менном обществе- Так, Дж. Блондел

предложил трехмерное измерение политической системы в отличие от традиционной дихотомии (демократия-диктатура). По его мнению, помимо тоталитарно-демократического измерения, необходимо учитывать «радикально-консервативную ось», измеряющую направленность осуществляе­мой правительством политики на изменение или сохранение суще­ствующего положения, а также «либерально-авторитарную ось», оценивающую средства — согласие или принуждение, при помощи которых правительство осуществляет свои политические цели.

В 1965 г. американский политолог Д. Истон

в работе «Системный анализ политической жизни» предложил консерватив­ную модель стабильности. По его мнению, объектами поддержки политической системы являются: политические власти, т. е. ключе­вые лица, участвующие в определении политики, — правительство; режим, т. е. совокупность правовых и неформальных правил, кото­рые применяются для разрешения конфликтов внутри системы; политическая общность, т. е. совокупность членов системы, свя­занных друг с другом политическим разделением труда.

Американский социолог С. Липсет

(р. 1922) в 1963 г. пред­ложил концепцию демократической стабильности, изложенную в книге «Политическая личность». По Липсету, стабильны те системы, которые обладают опытом «непрерываемого продол­жения политической демократии и отсутствия значительных политических движений, оппозиционных демократическим правилам игры». Демократическая стабильность обеспечивает­ся определенным уровнем здравоохранения, индустриализа­ции, образования и урбанизации общества. Отсутствие долж­ного социально-экономического развития общества оценивает­ся как отсутствие демократии, а следовательно, и стабильно­сти. Состояния стабильности и нестабильности статичны и альтернативны друг к другу.

В теории «внутреннего конфликтного поведения», разрабо­танной Д. Сандерсом,

все дестабилизирующие события рассмат­риваются как отклонения от системы специфичной «нормальности», которая отличается от страны к стране и от периода к периоду времени. Под такими событиями Сандерс понимает изменения в режиме, властях и сообществе, мирные и насильственные вызо­вы политической системе, т. е. разные формы внутреннего кон­фликтного поведения. Категория нормальности, отклонение от которой приводит к конфликтам, связана с уровнем массового сознания, выраженным в господствующих в данном обществе в данный момент социальных ценностях.

Этнополитические теории.

Эти концепции появились во второй половине 70-х годов. Известность приобрела концепция внутрен­него колониализма, предложенная профессором Вашингтонского университета М. Гектером

в 1975 г. М. Гектер увязывает пробле­мы неравномерности социально-экономического развития с эт­ническими различиями населения государства. Важен полити­ческий конфликт между центральным правительством и этни­ческими периферийными группами в процессе модернизации многонационального государства. Усиление различий в соци­ально-экономическом развитии этнонациональных групп объ­ясняется их неравномерной модернизацией. Образовавшееся экономическое неравенство становится причиной проявления этнонациональной солидарности, а в дальнейшем — этнона-ционализма.

Близка к этой концепции теория «неравномерного развития» Т. Нейрна,

директора Шотландского международного института. По его мнению, этнонациональный конфликт — результат навя­зывания менее развитым районам страны образцов развитого центра [4]. Т. Нейрн считает, что по мере того, как. капитализм, распространялся и подчинял древние общества, приходившие в соприкосно­вение с ним., они обычно распадались на отдельные час­ти вдоль «линий разломов», содержащиеся внутри них

Эти линии почти всегда были линиями этничности, но иногда глубокие религиозные разграничения могли выполнять ту же функцию.

Доминантное положение политических факторов в генезисе этнонацональных конфликтов представлено в этнополитической концепции профессора Колумбийского университета Дж. Рот­шильда.

В работе «Этнополитика» (1981) он отмечает, что в ходе модернизации происходит политизация лидеров национального меньшинства, а следовательно, политизация всей социальной группы. Побудительным мотивом начала этого процесса являет­ся озабоченность сохранением этноспецифических черт и стремление мобилизовать их носителей в сплоченную группу. Для дальнейшей консолидации необходимы «элита группы, спо­собная и заинтересованная в мобилизации носителей этниче­ских черт в деятельную общность», а также соперничество из-за ограниченных ресурсов внутри «большого» сообщества. Одним из вариантов второго условия может быть центрально-периферийный конфликт на этнонациональной основе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Личностное переживание одиночества подростками
Одиночество – одна из серьезнейших проблем человечества, которую по праву называют болезнью ХХI века. Одиночество знакомо как женщинам, так и мужчинам и возникает независимо от возраста, образования и социального положения. Одиночество не ...

Виды и применения грпповой психокоррекци
Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, вза ...

Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»
Понятие «лидер» связано с понятием «управление» и «руководства». Лидерство определяется, во-первых, как ведущее положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами дея ...