Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей

Другая психология » Проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста » Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей

Страница 2

Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся онтогенетических недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Он учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации.

3. Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей

Труд оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные условия для корригирования интеллектуальной недостаточности, делает нетипичных детей независимыми в плане самообслуживания. К направлениям трудового воспитания детей в специальном ДОУ относятся:

А) занятия ручным трудом;

Б) воспитание навыков самообслуживания;

В) воспитание уважения к труду взрослых.

А)Занятия ручным трудом представлены формированием продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей

Основная задача - сформировать интерес к изобразительной деятельности и заинтересованность в ее результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок к изобразительной деятельности, а именно: на развитие интереса к ней, развитие орудийных действий, зрительно-двигательной координации, ручной моторики, а также развитие восприятия предметов.

В дальнейшем занятия изобразительной деятельностью (ИЗО) ориентированы на формирование у детей умения анализировать предметы, овладение способами обследования их свойств, качеств и передачи их через рисунок, лепку, аппликацию, конструирование, занятия с природным материалом, полуфабрикатами из дерева. Изобразительная деятельность напрямую связана с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучением игре. Поэтому занятия ИЗО начинаются с младшей группы.

Б) воспитание навыков самообслуживания

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка социально значимыми. Трудовое воспитание проводится в детском саду по следующим разделам: формирование навыков самообслуживания и бытового труда; знакомство с трудом взрослых, привитие навыков по уходу за растениями и животными.

В этой работе нормально развивающийся сверстник выступает образцом для умственно отсталых детей. На примере самообслуживания нормально развивающихся сверстников умственно отсталый ребенок осваивает несложные действия, такие как без помощи взрослого может одеться и раздеться, обуться, пользоваться туалетом и т.д. Здесь же используются специально организованные занятия с дидактическими игрушками, в которых, как нормально развивающиеся так и умственно отсталые дети учатся одевать, кормить, водить гулять. Кроме того, повышается роль коррекционно-развивающих занятий, на которых у детей корригируют нарушения моторной сферы, совершенствуют координацию движений, а также коррекционно-практических занятий, где дети учатся практическому выполнению культурно-гигиенических навыков.

В дальнейшем детей учат посильному хозяйственно-бытовому труду: уборке игрового уголка, дежурству по столовой и в уголке природы, уходу за животными, труду на участке и т.д. Хозяйственно-бытовой труд организуют так, чтобы нормально развивающийся ребенок осуществлял посильные трудовые действия совместно с умственно отсталым сверстником. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий. Воспитание трудовых навыков осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях. В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Образцом на таких занятиях выступают трудовые действия нормально развивающегося ребенка : « Посмотрите, как Витя поливает цветы» или «Посмотрите, как Толя аккуратно застилает постель» и др. Действия по вербальной инструкции помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Развитие психики животных
В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие: 1.Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной ср ...

Индивидуальная стратегия эмпатирования
В современных исследованиях эмпатия изучалась как свойство личности, а также рассматривались структура и некоторые механизмы эмпатического процесса. Результатом этих исследований стало понимание эмпатии как интегрального психического явле ...

Характеристика возрастных возможностей
Дети четвертого года жизни, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вм ...