В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. Последние десятилетия 20-го века вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались во всём мире процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми.
В современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями) приобретают особую актуальность. Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного возраста.
Происходящие в настоящее время в России глубокие социокультурные изменения определяют актуальность разработки методологических и теоретических оснований внедрения инновационных образовательных программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает интегрированное (инклюзивное) образование - процесс совместного обучения и воспитания обычных и нетипичных детей, установление между ними более тесных взаимоотношений в процессе их воспитания в одной группе массового детского сада. Развитие интегрированного образования будет способствовать реализации прав лиц с особыми нуждами на человеческое достоинство и равноправие в получении образования. Условия массового детского сада несомненно, расширяют круг и направленность общения нетипичного ребенка, приучают его к жизни в среде нормально развивающихся детей.
Поэтому проблемой
нашего исследования стал вопрос: каковы психолого-педагогические средства и методы решения проблем социальной адаптации умственно отсталых дошкольников в среду нормально развивающихся сверстников в условиях ДОУ?
Соответственно были выделены объект
- проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста в среду нормально развивающихся сверстников и предмет
– процесс решения проблем социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста.
С учетом объекта и предмета исследования была сформулированы цель
- создание условий для решения проблем формирования социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Была выдвинута следующая гипотеза
:
мы предположили, что проблемы адаптация умственно отсталых детей в среду нормально развивающихся сверстников в условиях ДОУ будет решены успешно если:
Ø воспитание и обучение детей будет происходить в условиях интеграции;
Ø педагогами ДОУ будут созданы определенные условия, для социальной адаптации умственно отсталых дошкольников;
Ø если в работе с данной категорией детей будут применяться определенные средства и методы коррекции нарушенного развития.
Цель и гипотеза определили задачи исследования
1. Провести теоретический анализ проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить особенности развития социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Изучить методы, влияющие на формирование социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста.
5. Разработать условия для успешного формирования социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
- Общая характеристика феномена социальной адаптации в психолого-педагогических исследованиях
- Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
- Особенности социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста
- Формирование социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста
- Особенности коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми
- Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей
- Создание условий для успешного формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста
- Заключение
Читайте также:
Специфика психологического изучения мышления
Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального понимания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.
Во-первых, сущность предметов и ...
Проблемы посттравматической стрессовой дезадаптации участников боевых действий
Естественно, в первую очередь исследователей интересовали проблемы, связанные с проявлениями посттравматической стрессовой дезадаптации в наиболее выраженной ее форме – развития ПТСР [24–26,28,33,45]. Этим расстройством даже через 15–19 л ...
Методы педагогической психологии
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и другие, но только здесь они применяются с учетом возраста ...
Навигация сайта