«Я, каким кажусь себе»?

Страница 1

В психологии существует метод парного сравнения. Суть его в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого задания, теста попарно у людей, которые похожи между собой во всем, кроме того, что интересует исследователя. В каждой паре подростки отличаются друг от друга тем, что один растет в семье и учится в обычной школе, а другой воспитывается и обучается в школе – интернате (5, стр. 164)

þ 1 пара.

Самоописание мальчика из интерната.

На самоподготовке я не всегда делаю уроки. По утрам редко смотрюсь в зеркало. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территорию интерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, а ни о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Я неаккуратный. После школы я пойду в ПТУ, в какое пошлют. Но потом все равно займусь тем, чем хочу. А чем – не скажу. Из уроков мне нравится физкультура и география. У меня часто в голове не бывает никаких мыслей, только песни. В людях мне нравится гордость и смелость. Я считаю себя человеком так себе. Мне нравится в себе неумение ладить с людьми и воспитателями. Но с ребятами я умею ладить. Я люблю играть в карты.

Самоописание мальчика из массовой школы.

Мне

уже 14 лет.

Я многое умею – умею копать, строгать, делать любую физическую работу. Я очень люблю работать топором, рубанком, но люблю еще чинить часы. Я умею водить автомобиль, ездить на мотоцикле. Я занимаюсь в секции «хоккей – футбол», но больше люблю футбол. В людях мне нравится честность и смелость. Мой характер мне очень нравится. Он у меня всякий, но чаще средний. Что мне в себе нравится – это то, что я умею дружить. Я дружу со многими (но не со всеми). Еще я очень люблю петь. Я думаю, что я смогу выполнить все свои мечты, если смогу пересилить себя.

þ 2 пара.

Самоописание мальчика из интерната.

Я, Л.А.,

ученик 7 класса. Я высокий, нравлюсь девочкам, у меня хорошая спортивная фигура. Я считаю себя не совсем хорошим человеком, но все-таки не так уж, чтобы и совсем плохим. Раньше мне казалось, что я многое могу и умею, а теперь нет. Мой воспитатель говорит, что я врун, грубый, недобрый, полный эгоист. Но я могу прийти другому на помощь, сделать другому что-нибудь хорошее. Я люблю физкультуру и спорт. Я смелый, хотя в это и не верят. Я считаю, что я вполне умный. Я хотел бы стать шефом дальних перевозок, но, наверное, пойду в ПТУ – 36. Я не выполняю правил внутреннего распорядка, но делаю все так, чтобы меня ругали пореже. Я не коллективист, но люблю сборы и обсуждения.

Самоописание мальчика из массовой школы.

Я мальчик, мне 14 лет. Я увлекаюсь плаванием (в бассейне), настольным теннисом, футболом. Я учусь в музыкальной школе. Я очень хочу иметь настоящего друга. Но у меня это плохо получается. Я думаю, что если люди дружат, то они должны дружить всю жизнь и помогать друг другу. Мне нравятся люди смелые, сильные. Когда я закончу школу, я пойду в военное училище. Я люблю заниматься спортом, играть и ходить в школу. У меня много недостатков: главный мой недостаток, у меня нет силы воли и очень плохой, драчливый характер. Но я воспитываю свой характер, стараюсь сделать сначала все дела, а потом идти гулять. Я хочу стать человеком, которого уважают. Мне хочется быть полезным.

Анализ содержания самоописания дает возможность составить представление об образе Я, имеющемся у подростков. Содержание образа Я выражает то, что человек считает в себе наиболее значимым, что, по его мнению, может отличить его от других. Поэтому с психологической точки зрения образ Я имеет ценностно-различительный характер. Из приведенных протоколов видно, что в школе, и в интернате встречаются различные самоописания подростков. И выбраны они были не случайно, так как отражают некоторые типичные для сравниваемых групп тенденции.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Содержание психической жизни младенца
Итак, хотя советские исследователи, следуя материалистической идеологии, должны были говорить, что ни о каком сознании новорожденного не может быть и речи, они отмечали, что ребенок реагирует на действия и эмоции окружающих людей, он набл ...

Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы
Прежде чем анализировать психологические взгляды какого-либо философа, необходимо понять критерий психологического знания, то есть по какому основанию мы будем выделять именно психологическое содержание из философского. Здесь возможны раз ...

Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
В данном параграфе мы рассмотрим профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности, включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. Рассмотрим их подробнее: 1. Д ...