Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.

Другая психология » Профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности » Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.

Страница 1

В данном параграфе мы рассмотрим профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности, включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. Рассмотрим их подробнее:

1. Дошкольное детство:

В этот период особое место занимают сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Дети в своих играх повторяют действия своих родителей, других взрослых людей, а также проигрывают те ситуации, которые они когда-либо видели. Происходят первоначальные трудовые пробы, такие как уход за одеждой, растениями, уборки помещений и так далее.

Доступным и посильным для дошкольников видом производительного труда является дежурство по столовой. Как пишет В.И. Тютюнник: «Дети охотно предлагают свои услуги в качестве дежурных. Результат работы дежурных (накрытые столы) неоднократно воспринимался детьми, что делает возможным его предвосхищение. Он имеет значение для других людей. Необходимость достижения результата очевидна: не поставишь чашки – не из чего будет пить». Описаны наблюдаемые признаки поведения детей, свидетельствующие о стремлении их дежурить, и признаки поведения взрослого (воспитателя, помощника воспитателя), свидетельствующие о понимании и поддержке им стремления детей трудиться. [3]

Все трудовые действия, предпринимаемые детьми дошкольного возраста развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых.

2. Младший школьный возраст:

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребёнок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей, на протяжении этого периода у ребёнка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки – создаёт необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от её результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. [8]

Младший школьник, оказавшийся в условиях, когда он должен овладевать ответственными действиями по обязательному заданию, сталкивается с целой системой новых для него обстоятельств и требований.

В младшем школьном возрасте при правильном педагогическом руководстве развитием ребёнка существенно преобразуются, совершенствуются такие важные для будущего субъекта труда качества, как способность произвольной саморегуляции психики и поведения: приходится соблюдать временной режим, принятый в школе, управлять своим вниманием, не отвлекаться.

Ребёнок сталкивается с большим количеством собственно учебной информации и необходимостью освоить обобщённые приёмы её использования, переработки, усвоения, что также является ценной лептой в арсенал средств деятельности его как будущего субъекта труда.

Возросшие возможности младшего школьника приводят к следующему. Более разнообразными могут быть работы по самообслуживанию.

Представления младшего школьника о труде взрослых могут теперь расширяться не только за счёт наблюдений, но и за счёт чтения. Это ценно в перспективе, так как в мире труда как раз многие важные вещи являются умопостигаемыми через слово. [3]

3. Подростковый возраст:

Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы. [10]

В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями, о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Физические нарушения и неврологические расстройства
Пороки развития черепа и мозга При олигофрениях часто встречаются самые разнообразные пороки развития, особенно выраженные при идиотии и имбецильности Весьма характерны различные пороки развития черепа-дискрании, обычно сопровождающиеся т ...

Психологические особенности этнического своеобразия и культурного разнообразия поведения в современной западной этнической психологии
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие кате ...

Алкогольная анозогнозия
Анозогнозия рассматривается по-разному и как проявление психоорганического синдрома, и как проявление алкогольных изменений личности. Рядом авторов анозогнозия рассматривается как система психологической защиты, причем считается, что защи ...