Влияние взаимоотношения матери и ребёнка на психологическую готовность девушки к материнству

Другая психология » Психологические аспекты отношения матери и ребенка » Влияние взаимоотношения матери и ребёнка на психологическую готовность девушки к материнству

Страница 1

Изучение психологии материнства – одна из мало разработанных наукой областей. Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии ребёнка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (Брутман В.И., Северный А.А., Копыл О.А., Баженова О.В. и др.); в филогенетическом аспекте (Филиппова Г.Г.). Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери (Slade P., Macpherson S.), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (Klos M., Jeranld R.).

Как указывает С.Ю. Мещерякова, при всём разнообразии подходов при изучении материнства систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.

Психологическая готовность к материнству - важная составляющая психологии каждой девушки. Именно она составляет сущность женщины, ведь только женский пол выполняет репродуктивную функцию. Готовность к материнству определяет в дальнейшем взаимоотношения ребёнка с матерью, и если на этом этапе мать проявляет свою некомпетентность, то у ребёнка (не важно мальчик это или девочка) возникает множество проблем, например формирование базового недоверия к миру. И естественно дети не смогут перенять от своей матери те паттерны поведения, которые в норме должны быть присущи каждой женщине. В результате так называемый «не опыт» передаётся из поколения в поколение. Непонимание, отсутствие близкого эмоционального контакта, а иногда даже жестокость естественным образом препятствуют передачи ребёнку (дочери) самой главной функции - материнской.

Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной девушки – это тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер.

Цель нашего исследования состоит в изучении влияния опыта взаимоотношений матери и ребёнка на готовность девушки к материнству. Объектом исследования являются девушки в возрасте от18 до 22 года.

В качестве предмета исследования выступают особенности взаимоотношений матери и дочери.

Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что взаимоотношения матери и дочери, начиная, с момента зачатия, кардинально влияют на степень психологической готовности девушки стать матерью, и на ее отношение к материнству.

В исследовании принимали участие студентки психологического факультета ЮФУ в количестве 30 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

В данной работе мы использовали следующие методики:

специально-разработанная анкета;

метод беседы;

рисуночный проективный тест « мой малыш».

Мы получили данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Полученные результаты показали, что наиболее готовы к материнству девушки, которые указывали на привязанность к матери в детстве, отмечали её ласковое отношение, чаще отдавали предпочтение играм с куклами. Также у девушек была выявлена высокая ценность ребёнка и эмоционально-тёплое отношение к детям. Уровень знаний испытуемых об особенностях внутриутробного развития, развития и воспитания детей имеет высокий показатель. Полученные данные на наш взгляд имеют широкое практическое применение (женские консультации, центры психологической помощи семьи).

Понятие мировоззрения относится к числу фундаментальных категорий психологии и определяется как «ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек, а также о характеристиках идеального, совершенного мира, общества и человека» (Леонтьев, 2000). В нашей работе мы обращаемся к изучению становления мировоззрения и, чтобы подчеркнуть начальную форму мировоззрения, отделив ее от более зрелых форм (мировоззрения в собственном смысле слова), мы пользуемся термином «мировосприятие».

Страницы: 1 2

Читайте также:

Психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками: • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка; • личн ...

Возможности и ограничения проективных методик.
В начале 1940-х гг. «проективное движение» набирает значительную силу. Проективные методики становятся самыми популярными в клинико-психологических исследованиях личности. Разрабатываются новые методики, число их быстро растёт. В различны ...

Обзор смысловых концепций
Итак, мы выяснили, что в работе личности важную роль играет смысл. Рассмотрим подробнее, что подразумевают под термином «смысла» ученые-психологи и психотерапевты. Концепцию Н.А. Леонтьева иначе называют деятельностно-смысловой или конце ...