Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенок школе к форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Изучая поведение 6 и 7 детей, одноклассников, Т.В. Дорожевец обнаружила 3 дезадаптационных: стиля; аккомодационный, ассимиляционный и незрелый.
1. Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.
2. Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о не способности его к принятию ново социальной ситуации развития.
Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречается термин «школьная фобия», школьные неврозы, дидакточенный невроз. Как правила школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д.
Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которой проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
В случаях дидактогенных неврозов травмирующей является в первую очередь сама система обучения. В современной школе как правило, деятельность учителя имеет очень мало соприкосновений с деятельностью ученика, в то время как совместная деятельность педагогов и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Цели ученика и учителя изначально расходятся, учитель должен учить, ученик должен учиться т.е. слушать, воспринимать, запоминать и т.д. Учитель остается в позиции над школьником, и, порой не осознавая этого подавляет инициативу учащегося, его познавательную активность, столь необходимую учебную деятельности. Дидакточенный невроз в случае обучения с шести лет может возникнуть при невнимании учителя к их возрастно-психологическим особенности. По мнению многих авторов (Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В.С. Мухина) стиль и характер педагогического взаимодействия учителя и шестилетнего ребенка в значительной мере отличается от классического подхода обучения семилеток. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в следующей главе.
Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу- переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровне подготовленности в школе
Ряд авторов (Е.В. Новикова, Г.В. Бурменская, В.Е. Каган и др.) считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, переживания по поводу этих промахов и отношений.
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:
- режимные трудности (они заключаются в относительно низком произвольности регуляции поведения, организованности);
- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт в общении со сверстниками, проявляется в сложности к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
- проблемы взаимоотношений с учителем - проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Таким образом, школьная адаптация - процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организовательному школьному обучению.
Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интелектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сфомированности комуникативных навыков и т.д. Незрелость какой-либо из указанных сфер являктся одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.
Согласно существующей классификации форм дезадаптации, нарушении адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:
-несформированности элементов учебной деятельности
- несформированности мотивации учения
-неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
Читайте также:
Коммуникативные умения специалиста сферы сервиса и туризма
Сложившиеся в обществе политический строй, социально- экономические отношения, национальные традиции во многом определили требования к профессиональному уровню специалиста в области туризма и сервиса. В данных условиях внимание к речи спе ...
Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения
межличностных конфликтов в классе
Профилактика конфликтов – это их предупреждение.
Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.
Предупредить конфликт гораздо лег ...
Психология восприятия современной городской среды
Городская среда, являясь постоянно воспринимаемым визуальным фактором, оказывает большое влияние на психическое самочувствие горожан, таким образом, это фактор, который следует тщательно изучить, прежде чем приступать к каким-либо изменен ...
Навигация сайта