Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и анализ причин дезадаптации

Другая психология » Психологическая адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет » Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и анализ причин дезадаптации

Страница 2

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенок школе к форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Изучая поведение 6 и 7 детей, одноклассников, Т.В. Дорожевец обнаружила 3 дезадаптационных: стиля; аккомодационный, ассимиляционный и незрелый.

1. Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.

2. Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о не способности его к принятию ново социальной ситуации развития.

Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречается термин «школьная фобия», школьные неврозы, дидакточенный невроз. Как правила школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т. д.

Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которой проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

В случаях дидактогенных неврозов травмирующей является в первую очередь сама система обучения. В современной школе как правило, деятельность учителя имеет очень мало соприкосновений с деятельностью ученика, в то время как совместная деятельность педагогов и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Цели ученика и учителя изначально расходятся, учитель должен учить, ученик должен учиться т.е. слушать, воспринимать, запоминать и т.д. Учитель остается в позиции над школьником, и, порой не осознавая этого подавляет инициативу учащегося, его познавательную активность, столь необходимую учебную деятельности. Дидакточенный невроз в случае обучения с шести лет может возникнуть при невнимании учителя к их возрастно-психологическим особенности. По мнению многих авторов (Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В.С. Мухина) стиль и характер педагогического взаимодействия учителя и шестилетнего ребенка в значительной мере отличается от классического подхода обучения семилеток. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен в следующей главе.

Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу- переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровне подготовленности в школе

Ряд авторов (Е.В. Новикова, Г.В. Бурменская, В.Е. Каган и др.) считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, переживания по поводу этих промахов и отношений.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок:

- режимные трудности (они заключаются в относительно низком произвольности регуляции поведения, организованности);

- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт в общении со сверстниками, проявляется в сложности к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);

- проблемы взаимоотношений с учителем - проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Таким образом, школьная адаптация - процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организовательному школьному обучению.

Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интелектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сфомированности комуникативных навыков и т.д. Незрелость какой-либо из указанных сфер являктся одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Согласно существующей классификации форм дезадаптации, нарушении адаптационного процесса к школе могут проявляться в виде:

-несформированности элементов учебной деятельности

- несформированности мотивации учения

-неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Бессознательное в структуре личности.
Наряду с сознанием важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Точного определения этим процессам в науке не существует. Чтобы дать некое объяснение им скажем, что “бессознательное - это то, что человек не может соотнес ...

Ситуация невозможности и ситуация возможности
Экстремальность метапсихологически мы определили как ситуацию возможности, а именно, двоякой возможности: возможности невозможности, открывающей возможность возможности. Мы исходим из того, что всякую ситуацию необходимо раскрыть не как с ...

Виды расстройств пищевого поведения
К расстройствам пищевого поведения относят нервную анорексия, нервную булимию, компульсивное переедание, патологическое срыгивание. По данным западных психиатров расстройствами пищевого поведения страдает 4% женщин в возрасте от 14 до 20 ...