Символдрама. Описание метода

Страница 2

С психологической точки зрения, Кататимное переживание образов - это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы “мобильной проекцией”. При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по З. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение.

Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер [3, с. 22] предлагает следующие:

1) луг

, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) подъем в гору

, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3) следование вдоль ручья

вверх или вниз по течению;

4) обследование дома

;

5) встреча с особо значимым лицом

(мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки лесаи ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7) лодка

, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

8) пещера

, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных

- с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;

2) получение во владение надела земли

, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;

3) представление себя примерно на 10 лет старше

.

Для подростков можно предложить также мотив собственная машина

или мотоцикл

.

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы:

- дерево

;

- три дерева

;

- цветок

.

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

- представление реальной ситуации

в школе или дома;

- воспоминания

из прошлого опыта;

- представление последней сцены из ночного сновидения

и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;

- интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);

- представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки

или другой мягкой игрушки

.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития (см. Таблицу 1

), а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии [8], чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы.

В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в Кататимно-имагинативную психотерапию. Так называемый “тест цветок” дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы. Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Вывод
Можно выделить конфликтный тип личности, который характеризуется отсутствием соответствия между естественными потребностями, импульсами и целями воли, завышенной самооценкой и страхом не оправдать ее, не достигнуть тех целей, которые наме ...

Психологические причины неуспеваемости младшего школьника
Границы младшего школьного возраста, совпадает с периодам обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее в ...

Психологическая характеристика деятельности
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что существенно важным для воспитания является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими. ...