Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детей

Другая психология » Психокоррекция личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста » Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детей

Страница 2

Анализ рисунков «Несуществующего животного» выявил следующее. Для большинства детей характерна нормальная или слегка завышенная самооценка. Некоторые дети имеют несколько заниженную самооценку и признаки неуверенности в себе. Характерным для большинства учащихся является также эгоцентризм, наличие положительно окрашенных эмоций, активность, общительность и направленность «в будущее». В рисунках всех детей в той или иной степени отразилась общая тревожность, нерешительность, боязливость, связанная с запретами и ограничениями со стороны взрослых. Агрессивность имеет скорее защитный характер и может проявляться в вербальной форме. Для девочек характерна демонстративность.

На основе анализа рисунков семьи, выполненных детьми, можно предположить, что в семьях 11 детей (66%) имеют место тесные эмоциональные контакты, по крайней мере, с одним членом семьи. Для семей остальных 6 ребят (34%) характерна разобщенность членов семьи, ослабленность эмоциональных контактов между ними, ощущение изолированности детей и потребность в эмоциональной близости.

Полученные обобщенные индивидуальные данные учащихся (см. Таблицу 2.1) позволяют выделить группу риска: Сергей О., Игорь Ж., Вадим К., Леонид П., Михаил П. Сергей О.

Очень низкий уровень школьной мотивации, что свидетельствует о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Из рисунка, выполненного в рамках методики «Школа зверей», видна низкая самооценка, тревожность, внутренняя агрессия, а также наличие трудностей в построении контактов с одноклассниками. Изображение учебной деятельности свидетельствует о сформированной позиции ученика. Уровень развития интеллекта на низком уровне, что говорит о слабом развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и в целом о недостаточно сформированных навыках обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на заниженную самооценку, недовольство собой, нерешительность, интровертированность. Ярко выражены тревожность, страхи, агрессия, защита от взрослых. Изображение семьи характеризуется с одной стороны подавленностью ребенка, а с другой гиперопекой и высокой значимостью матери.

Игорь Ж.

Низкая школьная мотивация говорит о том, что школа посещается неохотно, предпочитается пропускать занятия, а во время урока заниматься посторонними делами, играми. В учебной деятельности испытываются серьезные затруднения. Адаптация к школе неустойчивая. На рисунке «Школы зверей» отсутствуют негативные ассоциации, однако изображается не учебная, а школьная деятельность. Количество стираний указывает на тревожность. Низкий уровень развития интеллекта говорит о слабом развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и недостаточно сформированных навыках обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на заниженную самооценка, неуверенность в себе, сочетающуюся с демонстративностью и эгоцентризмом, тревожность, легкомысленное отношение к окружающим, неудовлетворенность потребности в общении, а также готовность к защите (в процессе деятельности). Внутрисемейные отношения ученика характеризуются разобщенностью членов семьи, нарушением внутрисемейных контактов.

Вадим К.

Низкий уровень школьной мотивации указывает на то отсутствие желания посещать школу и предпочтении пропускать учебные занятия. На уроках такие дети часто занимаются посторонними делами, играют. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. На рисунке «Школа зверей» школа изображается закрытой, ученики находятся на уроке физкультуры и заняты игровой деятельностью и общением. Это говорит о недостаточно сформированной позиции ученика и осознании своих задач как школьника. Уровень развития невербальной составляющей интеллекта имеет средний показатель. В данном случае можно говорить о среднем уровне развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и навыков обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на следующие личностные особенности ученика: завышенная самооценка, уверенность в себе, любознательность, обдуманность, рациональность при принятии решений, общая тревожность, нерешительность, боязнь активных действий, контроль своих суждений, наличие внутреннего противоречия. Изображение членов семьи на рисунке говорит об ослабленности эмоциональных контактов между детьми и родителями. Отец изображен отдельно от остальных членов семьи, что связано с тем, что родители мальчика находятся в процессе развода.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Факторы конфликтогенности межличностного взаимодействия
Население России захлестнула волна преступности, наркомании и алкоголизма. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. В крупных российских городах такие факторы как: отсутствие стабильности в социально-эк ...

Сущность и особенности профессионализации персонала
Процесс профессионализации в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизне ...

Неспособность к обучению
Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (ЗУНами) (чтения, правописания, математики, ...