Понятие о тесте и требования к нему

Другая психология » Психодиагностика » Понятие о тесте и требования к нему

Страница 2

Другой важный этап в стандартизации теста – установление норм. Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик. Психологические тесты не имеют заранее определённых стандартов их успешного или неуспешного выполнения; критерии выполнения каждого теста устанавливаются опытным путём. В большинстве случаев тестовый показатель индивидуума выявляется на основе сравнения с оценками, полученными по данному тесту другими людьми. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определённого возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующим разделением по возрасту, полу и ряду других показателей. Эта группа людей называется выборкой стандартизации и служит для установления норм [1, с.21]. Всякая норма обычно со временем изменяется вместе с естественными изменениями, которые с годами происходят в психологии людей, поэтому есть правило, согласно которому нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться, как минимум один раз в пять лет.

Психологический тест характеризуется не только как стандартизированное, но и как объективное измерение различных качеств и свойств. Степень объективности теста зависит от того, в какой мере процедура тестирования, вычисление первичных оценок по тесту и их трактовка независимы от субъективных суждений лица, проводящего тестирование. Теоретически у любого человека оценка по тесту должна быть одной и той же, независимо от того, кто проводит эксперимент, но на практике абсолютная объективность недостижима. Составители тестов стремятся создать приемлемый уровень объективности, что составляет одну из целей при конструировании тестов.

Надёжность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов [2, с.424]. Надёжность теста проявляется в согласованности оценок у испытуемых при их повторном тестировании тем же самым тестом или его эквивалентной формой. Прежде чем приступать к широкому использованию психологического теста, необходимо провести тщательную объективную проверку его надёжности. Результаты тестирования зависят от множества факторов: качества измерительного инструмента, правильности понимания инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, психологического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов в ходе проведения эксперимента обычно приводит к снижению степени надёжности измерений. В основе надёжности теста лежит представление об истинных оценках и ошибках измерения. Для выявления ошибки измерения используют метод ретестирования – повторное обследование одной и той же выборки испытуемых [2, с.424]. Однако, несмотря на простоту и возможность определения устойчивости результатов теста в течение времени, недостаток метода состоит в том, что субъект помнит свои ответы, и в случае тестов способностей это может существенно влиять на повторные ответы. Если нужно исключить влияние запоминания на результаты ответов как систематический источник ошибки и учесть влияние временного интервала на ответы, то можно использовать две совокупности заданий, разработанных или отобранных по одной схеме – параллельные тесты [2, с.425]. Однако на практике сложно создать параллельные формы одного и того же теста. Факторов, влияющих на надёжность тестирования, достаточно много и обеспечивать постоянство их всех практически невозможно, но они гораздо меньше влияют на достоверность получаемых результатов, главным же является надёжность самой методики.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Понятие и виды ценностных ориентаций личности
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживания и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несуществен ...

Тревожные расстройства и их мозговые механизмы
В группу тревожных расстройств входят несколько довольно разнородных заболеваний, связанных одним общим признаком – повышенной тревожностью. В этой работе я в основном остановлюсь на группе тревожно-фобических расстройств, к которым относ ...

Как освоить технику релаксации
Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно, при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц свя ...