Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств

Другая психология » Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом » Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств

Страница 3

В отечественной подростковой психиатрии Гурьевой В.А. были систематизированы и выделены две группы психогенных факторов. Первая группа представлена острыми стрессовыми факторами, характеризующимися «сверхзначимостью», внезапностью, которые своим проявлением разрушают привычный уклад жизни ребёнка. К ним относят остро возникшие неблагоприятные ситуации в семье, свидетелем которого становится ребёнок. Эти факторы связаны с угрозой жизни или благополучию человека, воздействуя непосредственно на инстинкт самосохранения. В полной мере они не осознаются и в силу быстроты действия не вызывают сознательной интрапсихической переработки их содержания и значения. Вторая группа- это «хроническое психотравматизирование», которое отличается тем, что психогенные реакции могут быть повторными, но нечётко выраженными, они оказывают гораздо более глубокое негативное влияние на ребёнка, нежели острая психотравма, и приводят со временем к личностным изменениям и формированию стойких психогенных расстройств. К ним относят хроническое психотравмирование в неблагополучной семье, в интернате, в кругу сверстников[15, стр.28-29].

Перечислим психические реакции, наблюдаемые преимущественно в пубертатном возрасте:

1. Реакции эмансипации, характеризуются повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых вообще. В основе их лежит свойственное подростковому возрасту стремление к самоутверждению, которое в ряде случаев может становиться сверхценным. Проявляется в стремлении «делать всё по-своему», часто вопреки советам взрослых. В крайних случаях подростки уходят из дома, самостоятельно устраиваются на работу в другом городе, иногда начинают бродяжничать.

2. Типичной для подростков, особенно мужского пола, является реакция группирования со сверстниками. Этот вид реакции проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определённые неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение «ролей», в основе которого чаще лежат индивидуальные особенности личности подростков.

3. Своеобразную полиморфическую группу составляют «реакции увлечения», или «хобби-реакции». По мнению Личко А.Е., наличие тех или иных увлечений – одна из важнейших черт психологии подростка. Чрезмерно выраженные увлечения могут вести к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации – подростки забрасывают учёбу, начинают заниматься мелким воровством.

4. Важную группу составляют реакции, обусловленные формирующимися сексуальным влечением, к которым Личко А.Е. относит различные виды мастурбации у подростков, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые связи, преходящие в гомосексуальные действия и др[9, стр.202-203].

Патохарактерологические реакции - обратимая форма пограничных ситуаций. При их повторении обнаруживается тенденция к постепенной фиксации свойственных им форм поведения, которые исподволь всё более превращаются в стойкий модус личностного реагирования, т.е. могут стать исходным моментом патологического формирования личности. Прогноз патохарактерологических реакций в случае нормализации микросреды и сглаживания с возрастом психической дисгармонии, свойственной подростку, может быть вполне благоприятным. Диагностика данных реакций опирается на установление психологически понятной связи нарушений поведения с психотравмирующей ситуацией. Для профилактики и терапии патохаоактерологических реакций, прежде всего, необходимо выяснение условий воспитания ребёнка и психологической атмосферы в семье или другой микросреде, в которой он растёт[9, стр.203-204].

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Психогенетика в России
После переоткрытия законов Г. Менделя в 1900 г. во всех странах мира интерес к проблеме наследственности резко повысился. Не осталась в стороне и Россия. Первым откликом была серия статей русского ботаника И.П. Бородина, опубликованных в ...

Психика человека и ее функции. Классификация психических явлений
Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это в ...

Межличностные конфликты в семье
Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникаль­ность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обя ...