Понятие образа в психологии

Страница 1

Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, например, нередко образ рассматривают как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения.

На сегодня можно выделить три основных подхода к пониманию образа: конкретно-перцептивный (образ выступает как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения); расширительно-отражательный (образ рассматривается как многомерное психологическое образование А.Н.Леонтьев), субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий); социально-перцептивный (образ понимается как представление о социальных объектах и явлениях, включающих представление субъекта о самом себе). Два первых являются наиболее употребительными и достаточно изученными, третий подход становится одним из наиболее интенсивно прогрессирующих в последнее время. В настоящее время концепция социальных представлений, разработанная С.Московичи в 1961 году и получившая мировое признание в 80-х годах, становится одним из наиболее влиятельных направлений в психологии социального познания в мировой науке [13, с.147].

Экспериментальное изучение восприятия в конце девятнадцатого, начале двадцатого столетий, привело к идее о том, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Сложилось целое направление, которое выдвинуло программу изучения психики с точки зрения гештальтов (образов), целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Образ рассматривался как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Такое толкование первоначально применялось к описанию психики, а затем распространилось на область физических, физиологических, социальных и других явлений.

Серьезное внимание анализу влияния образов на поведение человека уделяли создатели теории субъективного бихевиоризма Д.Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Они определяли образ как " .все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует ." По их мнению, образ " .включает все, что приобрел организм - его оценки наряду с фактами ." [3, с.445].

Важность изучения проблемы образа и ее влияния на практическую деятельность подчеркивал Б.Ф.Ломов: "К числу важнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа. Ее разработка имеет исключительное значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Не менее актуальна она и для решения многочисленных практических задач, которые ставятся перед психологией" [21, с.253].

Об этом же говорит и Е.А.Климов: «Одним из фундаментальных понятий психологии является «образ» (как отображение субъектом некоторой реальности, включая и самого субъекта). . Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми» [17, с.125].

Как правило, образ рассматривают в качестве носителя информации, и в связи с этим исследуется его гносеологическая функция, в первую очередь роль образов в зрительном восприятии, образной памяти, образном мышлении и воображении.

В то же время, в психологической литературе достаточно часто встречается использование понятия "образ" и в несколько иных функциональных значениях, что позволяет сделать вывод не только о "многообразности, многокатегориальности и полимодальности" образов", но и об их полифункциональности.

В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Характеристика стилей педагогической деятельности
В психологии и педагогике имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению различных аспектов индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Проблемы стилевой проблематики изучались на разной методологи ...

Ощущение и восприятие
Отправной точкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи между восприятием и ощущением. Природа рецепторных аппаратов у различных видов живот­ных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или свето­вые волны более или ...

Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детей
Анкета «Уровень школьной мотивации» Н.Г. Лускановой выявила, что шесть человек – 35% (все девочки) обладают высоким уровнем школьной мотивации. Для этих учащихся характерно развитие познавательных мотивов, они обладают стремлением успешно ...