Вторичные защитные механизмы

Страница 3

В религиозной практике механизм идентификации широко распространен. Начиная с отождествления себя тотемным животным в ранних формах религии и кончая идентификации себя с богом. Например, Я - это Кришна, Я - это Будда в восточных доктринах. Анаклитическая идентификация с духовным учителем жрецом необходимое условие обучения неофита и защита против психических нагрузок, возникающих в ходе освоения учения.

Примером “идентификаций с агрессором” может служить деятельность сатанинских сект и организаций профашистского толка. В них идентифицируясь с разрушительным, негативным, отрицательным образом человек перенимает их силу и сам защищает себя от этих чувств со стороны окружающих.

Идентификация с определенной религиозной группой придает верующему убежденность и уверенность в собственной правоте, в “объективности” существующего учения. Через это человек решает вопрос собственной социальной идентичности. Например, на вопрос кто ты? Он отвечает я - христианин, я - священник, я - буддист (а не я человек или не Иван Иванович).

Религиозная идентификация позволяет верующему рассчитывать на те блага, которые гарантирует та или иная конфессия. Сами по себе эти блага могут служить защитами против различных страхов и тревог.

8. Сублимация.

Определение: Процесс, которым З.Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации З.Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

З.Фрейд рассматривает механизм сублимации в своей работе “Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве” [7, c.176], в которой рассматривает сублимацию сексуальных импульсов художника и отражение их в его творчестве.

В религиозном аспекте сублимация выражается в трансформации сексуальных импульсов, влечении в активность, связанную с отправлением культа и иного религиозного поведения. Экстатические видения святых связанные с запрещением обычного полового акта. При этом их Эго становится сильным и способным к созданию целостности столь характерного для Эго.

В учении Йоги термин сублимация используется как перевод сексуальной энергии в высшие планы сознания, вследствии этого субъект обретает сверхспособности. Тем самым за несколько тысячелетий йогам был известен механизм накопления внутренней силы через ограничения сексуальной активности. Теория сублимации остается не разработанной в психоанализе и возможно в будущем эта область будет лучше исследована.

Таковы основные первичные и вторичные защиты проявляющиеся в магическом и религиозном мышлении, и описали области где они встречаются. Безусловно это далеко не полный список и в будущем он будет расширен и дополнен.

Таким образом заметно, что первичные защиты преобладают в основном на стадиях магического мышления и являются ведущими, тогда как в религиозном мировосприятии уже формируются более зрелые защитные организации. Этого не означает, что на религиозной фазе первичные защиты исчезают; они продолжают существовать, но вместе с ними работают и вторичные защиты.

Совершенно очевидно, что выбор человеком религиозного мировоззрения может быть как раз и обусловлен недостаточностью его собственных Эго-защит, и он дополняет их в соответствии с уровнем своего психического и интеллектуального развития. Чем сложней уровень его психической организации, тем к более тонким и сложным религиозным механизмам защиты будет тяготеть человек.

Возможно, что сходство собственных Эго-защит с защитами магических и религиозных систем, также определяет выбор человеком той или иной религии.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также: