Вторичные защитные механизмы

Страница 2

Одна из наиболее ясных трактовок принадлежит Анне Фрейд: она трактовала интеллектуализацию у подростка, как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормативный процесс, в ходе которого Эго стремится “овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими .”; по Анне Фрейд, интеллектуализация - это ” .одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого Эго” [19, с.120].

Интеллектуализация встречается в основном в различного рода проповедях, учениях, сектантских направлениях, где люди именующие себя учителями интеллектуализируют свои реальные мотивы или стараются скрыть свои эмоции, выглядеть бесстрастным. Подобная изоляция чувств создает впечатление контроля за чувствами, что автоматически увеличивает значимость такого гуру, переводит его в позицию бога-отца. С интеллектуализацией сходны по своему принципу действия защиты рационализация и морализация.

4. Рационализация.

Определение: Процесс посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени.

Любая проповедь включает в себя элементы рационализации часто очень логической построенной на сомнительных посылках и спорных фактах. Особенно сильна рационализация если религиозная доктрина является единственной опорой в жизни человека и величина в общую систему защит. То есть в этих случаях Супер-Эго усиливает защиты Эго.

Рационализация перекладывает то, что человек хочет. На язык разума.

5. Морализация.

Определение: Процесс, который направляет желания в область оправданий или моральных обязательств. Там, где рационализатор говорит “спасибо за науку”, морализатор будет настаивать на том, что “жизненные трудности” формируют характер. Пример из истории - Испанская инквизиция, религиозное движение известное своей морализацией агрессии, жадности и жажды всемогущества. На менее серьезном уровне проповедник может оправдать свою деятельность, нуждами страны, необходимостью спасать людей, увеличивать морально нравственное здоровье в обществе и т.д.

6. Аннулирование.

Определение: бессознательная попытка субъекта уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект.

Аннулирование может рассматриваться в качестве естественного приемника всемогущественного контроля. Магическое качество данной защиты выдает ее архаические источники, даже учитывая то обстоятельство, что человека, использующего защитное аннулирование, можно побудить, взывая к его наблюдающему Эго, увидеть смысл того, что выражено в суеверном поведении. Многие религиозные ритуалы имеют аспект аннулирования. Попытки искупления грехов, даже совершенных только в мыслях, можно считать универсальным человеческим импульсом. С возрастом, когда дети становятся способными осознать факт смерти, можно наблюдать целый ряд магических ритуалов, которые несут в себе компонент аннулирования. Детская игра - перешагивание через трещины на тротуаре, чтобы с мамой, идущей сзади, ничего не случилось, - психоаналитически объяснима как аннулирование бессознательного желания смерти матери, которое создает больше страхов, чем до того, как понятие смерти приобрело более зрелое содержание фантазии всемогущества отражаются в скрытом убеждении, проявляющемся в поведении, что враждебные мысли опасны, так как мысль равнозначна поступку [25, с.169]. Система народных примет, календаря, а также распространенных суеверий имеет в своей основе аннулирование, как защитный механизм.

Модное понятие “работа с кармой” у современных оккультистов как система действий, направленных на недопущение нежелательных событий тоже включает в себя аннулирование.

7. Идентификация.

Определение: стремление субъекта походить на значимый для себя объект.

З.Фрейд [9] в 1920 году в работе “По ту сторону принципа удовольствия” предложил различать защитную и незащитную идентификацию - “анаклитическую” идентификацию(от греческого слова, означающего “полагаться на”) - и “идентификацию с агрессором”. Первый тип идентификации мотивируется невыполненным желанием походить на значимого человека (“мамочка великодушна и создает комфорт, и я хочу быть как она”). Второй тип З.Фрейд рассматривал как автоматический, но мотивированный защитным решением проблемы ощущения угрозы со стороны другого человека, обладающего властью (“Я боюсь мамочкиного наказания за мои враждебные импульсы; если я стану как она, ее власть будет внутри, а не вне меня. Происхождение идентификации, как зрелой защиты относится З.Фрейдом к эдипальной ситуации.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Межличностные конфликты в семье
Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникаль­ность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обя ...

Специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте
Картина отклоняющегося развития при частичных нарушениях, в сравнении с тотальными расстройствами, значительно сложнее, так как первичный дефект может быть представлен у детей в различной степени. Ярче всего это проявляется в дефектах ана ...

Специфика психологического изучения мышления
Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального понимания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия. Во-первых, сущность предметов и ...