Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”

Страница 6

Далее, в некоторой точке эволюции появились великие матери-богини. Фрейд говорит, возможно, даже прежде тотемизма. На то, что это могло быть прежде может указывать тот факт, что в религиях второй стадии, то есть политеизме с элементами человеческой и животной персонификации уже присутствуют в большом количестве женские божества, которые подчас гораздо более могущественнее, чем мужские. Некоторые исследователи, в частности, Я.Э.Голосовкер [32], указывают на то, что первыми культами были культы богини-матери, которая отождествлялась с Землей, рожающей пищу. В то время люди находились в недифференцированном состоянии и жили импульсами Ид и простейшими инстинктами. Потом культ богини-матери трансформировался в культ единство богини-матери и бога-отца, порождающих людей и первым символом этого единства была палка, олицетворяющая пенис, воткнутая в землю-влагалище. Раскопки древнейших цивилизаций индийского полуострова Мохенджо-дара и Харрапы, существовавших прежде Арийской цивилизации указывают на обоснованность этой точки зрения. И лишь пройдя через эту стадию люди стали входить в тотемизм, как новую форму сознания. Но так или иначе З.Фрейд перечисляет их именно в такой последовательности. После тотемизма следует период относительного матриархата. Богини сосуществуют вместе с богами, и затем матриархат сменяется реставрацией патриархального строя, венцом которого является монотеизм. Возможно, это связано с осознанием того, что богиня-мать будучи земледельческим божеством не могла защитить свой дом от нападений более могущественной силы. По поводу же зарождения культа матери-богини З.Фрейд говорит, что возможно они “зародились в период урезания матриархата, как компенсация за пренебрежение матерями. В начале мужские божества возникли как сыновья рядом с великими матерями и лишь позднее приняли четкие черты отцовских фигур. Эти мужские боги политеизма отражают условие, существовавшие в патриархальную эпоху. Они многочисленны, взаимно ограничивают друг друга и иногда подчиняются превосходящему верховному богу” [5, с.223].

Возможно это также связано с переходом от земледелия и скотоводства в заданном ареале обитания к экспансии территорий в результате прироста населения и к отражению вторжений других племен, то есть с социальным фактором, требующим военных навыков.

Положительным фактором монотеистических религий явилась централизация власти, укрепление государственности, создание более мощных экономических отношений, что в свою очередь стимулировало интеллектуальный рост.

Эпоха Возрождения и Европейский Ренессанс - это возвращение подавленной христианством античности с ее философским и естественнонаучным потенциалом помноженным на интеллект средневековья постепенно формируют основы научного мировоззрения.

Развитие науки в середине-конце девятнадцатого века и мода на рационализм приводит к всплеску подавленного религиозного иррационализма в форме оккультизма и интереса к мистике. И в этом проявляется обнаруженная З.Фрейдом закономерность. Суммируя вышеуказанное получается реконструированная линия развития форм человеческого мировоззрения.

МАТРИАРХАТ - ТОТЕМИЗМ - (АНИМИЗМ) - ПОЛИТЕИЗМ - МОНОТЕИЗМ - НАУКА.

Причем переход одного в другое не означает, что предыдущее исчезает. Оно сосуществует с другими в более или менее активной форме. Интересно также отметить связки Матриархат-Тотемизм; Политеизм-Монотеизм, Оккультизм-Наука. Эти противоположности как бы влияют друг на друга, определяя их собственное направление развития. В будущем интересно было бы проследить как эти филогенетические стадии развития человеческого миросозерцания коррелируют с онтогенетическим развитием психики человека. Эта идея была высказана Фрейдом в работе “Тотем и табу” и была выше упомянута. И шагом в этом направлении будет исследование Эго-защит возникающих в феномене религиозного сознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Читайте также:

Основные научно-исследовательские подходы и теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке
Само понятие «установка» формировалось на протяжении длительного времени. Впервые этот термин был употреблен во второй половине XIX века. Исследователи склонны рассматривать установку двояко: как феномен сознания и как феномен поведения, ...

Проявления тревожности у детей в возрасте 2-6 месяцев
С самого рождения младенцы исключительно чувствительны: поскольку их знания ограничены, то их способ общения с миром главным образом происходит на уровне эмоций и инстинктов. Эмоциональное состояние ребенка определяет, как он видит свой м ...

Негативные формы межличностных отношений
Полнота анализа межличностных отношений требует исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений – вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, непри ...