Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”

Страница 5

В наиболее распространенной восточной религии, индуизме, сохраняются все слои религиозного сознания; это и анимизм с верой во всеобщую душу всего и разнообразных духов природы, это магические ритуалы тантрического толка, устанавливающие симпатические и парасимпатические связи между звуком, формой, стихиями и человеком, это также и тотемизм - проявляющийся в животных манифестациях божеств. Индуизм сочетает в себе и политеизм и одновременное поклонение одной Высшей реальности обезличенному абсолюту. В некоторых течениях индуизма Высшая реальность предстает как Личность, например, Кришна. Хотя он и Личность, и обладает всеми чертами человеческой личности, но в тоже время он транцендентален, то есть находится вне наших либо связан с материей. В индуизме присутствует также разнообразное количество героев, мудрецов, подвижников, воинов, обычных и необычных людей, йогов, героев представляющих каждую касту. В индуизме присутствуют учения возникшие в ходе откровения богов людям и есть авторитет Вед., священных писаний, бывших в начале устной традицией. Верховный жрец Брахман - тот, кто знает Веды, являлся в древние времена руководителем общины. Лишь потом эти функции сместились к воинам-князьям.

Верховная реальность в индуизме может предстать перед нами или только как мужское начало в виде бога-отца, или только как женское начало в форме Богини-матери, а может предстать как союз мужского и женского начал.

Индуизм является самой древней из сохранившихся на земле религий. Изучая его мы можем видеть временные срезы общественного сознания разных эпох. Индуизм самая демократичная форма религиозного сознания разрешающая своим последователям поклоняться любым богам или одному богу, поскольку Высшая реальность одна и человеческое сознание не может ее вместить целиком, оно выбирает ограниченные объекты для своего поклонения. И все же не смотря на свой эклектизм индуизм все таки обладает единым стержнем - брахманической традицией проповедующей авторитет Вед. Веды почитаются живым знанием и отклонение от священного писания есть отпадение от традиции. Не удивительно, что ортодоксальный индуизм встал в резкую оппозицию к Будде, который отверг авторитет Вед вместе с субстанциональностью реальности. Буддизм был своего рода протестом против жесткого Супер-Эго Брахманизма, а Будда был героем ниспровергающим его. Примерно через тысячелетие после этого, индуисткий святой Шанкара, родоначальник ордена саньясинов, вступил в полемику с буддистами и в свою очередь выиграл у них теологический спор, ниспровергнув тем самым авторитет буддизма. Таким образом функция героя в религиозном аспекте может проявляться как низложение прошлой веры и создание новой. Мессия соединяет в себе качества отца и в то же время является сыном - реформатором. Через какое-то время сын становится отцом для следующего поколения и все повторяется. Сын становясь отцом инициирует адептов в свой круг.

Во всех религиях сложная система посвящения. Инициация является далеким отголоском кастрации отцом сыновей (символической или явной) дабы те не имели возможности обладать его самками. Эта травматическая сцена вытесняется и проигрывается в виде ритуала посвящения, где новообращенный как бы кастрируется для окружающего мира.

В работе “Психология масс и анализ человеческого Я” З.Фрейд говорит: “Вождь массы - все еще праотец, к которому все преисполнены страха, масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета; она, по выражению Ле Бона, жаждет подчинения. Праотец идеал массы, который вместо Я-идеала владеет человеческим Я”. [8, с.333].

И в заключении этой главы необходимо систематизировать представления З.Фрейда о последовательности происхождения форм религиозного мировосприятия по - времени, дополнив его схему недостающими звеньями.

В начале всего З.Фрейд ставит тотемизм: “Я полагаю, у нас есть все основания рассматривать тотемизм, с его поклонением животному, замещающему отца, с его амбивалентностью, которую демонстрирует тотемная еда, введением памятных празднеств и запретами, нарушение которых каралось смертью - у нас есть все основания я повторяю, рассматривать тотемизм как первую форму, в которой впервые в человеческой истории появилась религия .” [5, с.222]. Тотемизм существует и в настоящее время в виде шаманизма и неошаманизма. Следующую стадию Фрейд описывает так: “Первым шагом от тотемизма явилось очеловечивание того существа, которому поклонялись. На месте животных появляются антропоморфные боги, происхождение которых от тотема не скрывается. Бог все еще представляется или в форме животного, или по меньшей мере, с головой животного, или тотем становится спутником бога, либо бог убивает это конкретное животное” [5, с.222].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Проявления психической жизни во младенчестве
Во время утробного развития ребенок неразрывно связан с организмом матери. Все его жизненные функции: питание, дыхание, приспособление к температурным изменениям и т.п. осуществляются через организм матери. Рождение ребенка представляет с ...

Эмпирические основания построения психогенетической концепции интегральной индивидуальности
Комплексное решение данных вопросов может быть реализовано в психогенетическом исследовании, включающем с себя результаты и анализ как близнецовых, так и семейных исследований. Нами были проведены серия исследований, которые позволяют обо ...

Предпринимательская активность в структуре индивидуальности
Исследования проблем активности в русле теории интегральной индивидуальности достаточно условно можно разделить на два направления: теоретическое и теоретико-экспериментальное. Первое из них связано с концепцией метаидивидуального мира Л. ...