Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
№ |
Предложенные стереотипы |
Согласие, в% |
Несогласие, в% |
1 |
Старый человек не может учиться, ему не нужно повышать свою квалификацию, образование |
81 |
19 |
2 |
Старики обязаны заниматься внуками |
78,8 |
21,2 |
3 |
У пожилого человека страдает память, внимание |
75 |
25 |
4 |
Старые люди не в состоянии выполнять сложную работу, нести ответственность |
70 |
30 |
5 |
Старый человек – больной человек |
62,5 |
37,5 |
6 |
Старый человек, живущий с родственниками, должен взять на себя обязанности по дому |
58,8 |
41,2 |
7 |
Старику много не нужно, у него понижены запросы и потребности, в т.ч. в материальном достатке |
53,7 |
46,3 |
8 |
Общественная работа для пожилого человека тяжела |
50 |
50 |
9 |
У пожилого человека снижается требовательность к питанию |
43,8 |
56,2 |
10 |
Старики не могут понять молодежь |
41,2 |
58,8 |
11 |
Пенсионер уже не авторитет в семье, должен переходить на вторые роли, во всем слушаться своих родных |
36,3 |
63.7 |
12 |
Все старики – консерваторы, не воспринимают ничего нового, никаких изменений в жизни |
33,8 |
66,2 |
13 |
Старый человек должен обязательно уйти на пенсию |
31,3 |
68,7 |
14 |
Старик не аккуратен, неопрятен, не заботится о своем внешнем виде |
8,8 |
91,2 |
Наибольшее возражение старшего поколения вызвало представление о пожилом человеке как о неопрятном, запустившем себя старике. При этом многие из респондентов, поясняя свою позицию, отметили, что эта черта связана не с возрастом, а с иными внутренними качествами индивида ("Кто смолоду не следит за собой, тот и в старости неряха").
Кроме того, к числу стереотипов старости, по преимуществу, негативно воспринимаемых пожилыми, относятся такие как консерватизм ("не воспринимают ничего нового в жизни"), утрата главенствующего положения в семье ("пенсионеры – не авторитет для семьи"), необходимость освобождения рабочих мест и ухода на пенсию, неразрешимость конфликта "отцов и детей" ("старики не могут понять молодых"). Словом, те стереотипы, которые, вызывая внутреннее сопротивление, осложняют адаптацию к статусу пенсионера.
Читайте также:
Когнитивный способ
отражения отношений и когнитивная оценка
Все сказанное до сих пор об отражении отношений относилось к научному познанию отношений на основе теоретического мышления и представляло собой научно-абстрактный способ их отражения. В целом не вызывает сомнения принципиальная возможност ...
Значение страха
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической ...
Формы и методы научения поведению
Научение (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения и охватывает широкий круг проце ...
Навигация сайта