Анализ теоретических аспектов проблемы Одиночество как психическое состояние человека

Другая психология » Проблемы пожилых людей в социальной среде и методы их выявления » Анализ теоретических аспектов проблемы Одиночество как психическое состояние человека

Страница 4

Портрет старика окрашен в чрезмерно мрачные тона, на самом деле все обстоит не так мрачно и односторонне.

Обобщение результатов психологических работ, касающихся позднего периода жизни, позволило Л. И. Анцыферовой выделить два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и к себе, удовлетворенностью жизнью.

«Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода»[4].

Они испытывают тягу к наставничеству, к передаче собственного опыта молодому поколению. Это порождает удовлетворение жизнью и увеличивает ее продолжительность.

У людей второго типа «вместе с отходом от профессиональной деятельности развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности»[4].

По убеждению Э.Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.

На основании изучения историй многих пожилых людей, Э. Эриксон делает вывод о том, что «пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей»[6].

Практическая часть нашего исследования состояла из двух частей – социологической и психологической, что позволило достичь комплексного подхода в проведении исследования.

Социологическое исследование проводилось на Телефоне Доверия г. Бердска с декабря 2003 года по май 2004 года и включало в себя два блока.

Первый блок: анализ материалов системы статистической обработки звонков, применяемой на Телефоне Доверия, с целью определения основных социально-демографических характеристик пожилых людей, звонящих на Телефон Доверия, а также выявления их основных проблем.

Второй блок: проведение мини-социологического опроса 80 человек пожилого возраста, позвонивших на Телефон Доверия.

Всего за этот период от людей старше 55 лет на Телефон Доверия поступило 204 звонка. Из них мужчин – 59,8%, женщин – 40,2%. Несмотря на статистические данные о преобладании в этой возрастной категории женщин, на Телефон Доверия несколько чаще обращаются мужчины, чему вероятно способствует анонимность этой службы.

По семейному статусу выделены следующие категории:

­ разведены – 49%;

­ гражданский брак – 21,1%;

­ вдовы (вдовцы) – 12,3%;

­ женаты (замужем) – 10,3%;

­ холост – 7,4%.

Отмечается преобладание разведенных людей и состоящих в повторном браке.

Образовательный уровень:

­ среднее – 53,7%;

­ среднеспециальное – 33,8%;

­ высшее – 12,5%.

Одинокость проживания:

­ живут одни – 55,4%;

­ живут не одни – 44,6%.

Семейный статус несколько формальная характеристика. Бывают случаи, когда люди официально состоят в браке, но вместе не живут, и наоборот, кто не имеет своей семьи живут с родственниками. Характеристика одинокости проживания дает более объективную информацию – более половины позвонивших живут в полном одиночестве.

Продолжительность разговора:

­ 15 – 30 минут – 25,9%;

­ 30 минут – 1 час – 66,2%;

­ больше часа – 7,8%.

В отличии от подростков, пожилые люди настроены на более продолжительные разговоры: большинство из них говорят от 30 минут до 1 часа.

Динамика существования проблемы:

­ периодическое обострение – 33,8%;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Профессия педагога и педагогические способности
Педагогическая профессия относится к профессиям типа "Человек - Человек". Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребность ...

Характеристика выносливости
Наиболее важным двигательным качеством для здоровья является общая выносливость, физиологической основой которой является аэробная функция. Уровень выносливости является одним из основных критериев здоровья и коррелируется с другими показ ...

Коррекция недостатков памяти
Память занимает важное место в развитии и учебной деятельности учеников. Правда, иногда значение памяти в процессе усвоения знаний преувеличивается. Традиционная директивная педагогика основывается на представлении о том, что основным мех ...