Научно-технический прогресс, продолжающаяся урбанизация, постоянное увеличение скорости жизни и так далее создают массу благоприятных условий для жизни и деятельности индивида. Но в то же время они вбирают в себя и часть человеческого «Я», превращая человека в робота, машину. Личность при этом становится исполнителем, а не творцом. Пытаясь сохранить свою человеческую сущность, все большее число людей замыкается в себе, и это состояние со временем превращается в одиночество. Таким образом, экономических и социальных благ становится все больше, они проникают в самосознание человека, пытающегося бороться с этим явлением. И как результат противостояния возникает отчуждение, постепенно переходящее в одиночество.
Прежде чем начать анализ одиночества, необходимо рассмотреть различия, существующие между одиночеством и другими эмоциональными формами и состояниями людей.
Прежде всего, одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество – субъективное внутреннее переживание. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первому игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Многие люди испытывают одиночество не в состоянии изоляции, а в каком-либо сообществе, в лоне семьи, среди друзей.
Одна из самых ярких черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя.
Одиночество – ощущение субъективное. Человек может жить в уединении и не ощущать себя одиноким, а может постоянно вращаться в самых разных обществах, быть в центре внимания – и все же чувствовать себя одиноким. Когда же мы ощущаем себя одиноким? Тогда, когда не удовлетворяется наша потребность в эмоциональной связи с другим человеком. Какое – то время нас может устраивать общение, в котором нет этой теплой эмоциональной близости, - часто таким общением довольствуются люди, стремящиеся к внутренней независимости, страшащиеся потерять свою свободу. Страх несвободы может быть вызван прошлым негативным опытом, когда в близких отношениях подавлялась индивидуальность человека, что часто бывает в юности. Став взрослыми, зрелыми людьми, мы можем научиться отстаивать свою индивидуальность и свою свободу в любых отношениях – и таким образом преодолеем страх перед этими отношениями. Осознав, что без этого мы не можем удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в эмоциональной связи с другими людьми, мы не можем выйти из одиночества и вступить в эмоциональную близкие отношения с другим человеком, без которых просто не может быть по – настоящему полноценной жизни.
Другими типами общения, как бы ни были они многообразны, не заменить эмоциональную связь с близким. Если есть хотя бы один человек, с которым существует эта эмоциональная связь, - супруг, ребенок, мать или отец, или просто друг, ощущения одиночества, как правило, нет.
В процессе обыденного, повседневного самосознания мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Часто одиночество – это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого, или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом, в таких случаях, выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения.
Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, потерянными, ненужными.
Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте». С точки зрения личностного ощущения времени, одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более не определенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх.
Читайте также:
Произвольность и свободный выбор как сущностные свойства разума
Обсуждая проблему желательных сил (на наш взгляд это понятие Дамаскина очень близко понятию мотивации современной психологии), Иоанн Дамаскин исходит из следующего понимания природы человека, отражающего взгляд христианской философии. Чел ...
Психологическая помощь детям, лишённым родительского попечительства
Я хотела бы рассмотреть вопрос психологической помощи детям – сиротам и детям, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.
Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своем анам ...
Особенности профессионального ориентирования
молодежи. Профессиональное самоопределение
Рыночная трансформация российской экономики привела к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственн ...


Навигация сайта