Эти данные свидетельствуют о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
· подлость и предательство – 30%;
· подхалимство, существование «липовых отличников и любимчиков учителей – 27%;
· личная обида – 15%;
· ложь и высокомерие – 12%;
· соперничество между одноклассниками – 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновения конфликтов таковы:
· причина агрессии: желание выделится среди сверстников – 12%;
· источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых – 11%;
· все зависит от взаимоотношений в классе – 9,5%;
· в агрессивности ученика виновата семья – 8%;
· агрессивные школьники, дети с психическими отклонениями – 4%;
· агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии – 1%;
· агрессивность - плохая черта характера – 1%;
· в классе всегда были агрессивные ученики – 12%;
· в классе нет агрессивных учеников – 34, 5 %.
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
· курение – 50%;
· употребление спиртных напитков – 44%;
· грубость, хамство в общении – 31%;
· употребление в речи нецензурных выражений – 26,5%;
· ложь – 15%;
· неуважение учеников друг к другу – 13%;
· распущенность в половой жизни – 10%;
· мелкие кражи – 10%;
· драки – 10%;
· хулиганство – 10%;
· наркомания – 6%;
· издевательства над младшими, слабыми – 6%;
· азартные игры (на деньги) – 3%.
Таким образом,
особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Читайте также:
Когнитивный способ
отражения отношений и когнитивная оценка
Все сказанное до сих пор об отражении отношений относилось к научному познанию отношений на основе теоретического мышления и представляло собой научно-абстрактный способ их отражения. В целом не вызывает сомнения принципиальная возможност ...
«Я»-концепция лидера
Некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или в других личностных ценностях, например, уважении, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки.
Личные «ценности» или потребности такого род ...
Социальная коллективность. Отношения между индивидом и коллективом.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по в ...
Навигация сайта