Эти данные свидетельствуют о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.
Основные причины ненависти к сверстникам:
· подлость и предательство – 30%;
· подхалимство, существование «липовых отличников и любимчиков учителей – 27%;
· личная обида – 15%;
· ложь и высокомерие – 12%;
· соперничество между одноклассниками – 9%.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновения конфликтов таковы:
· причина агрессии: желание выделится среди сверстников – 12%;
· источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых – 11%;
· все зависит от взаимоотношений в классе – 9,5%;
· в агрессивности ученика виновата семья – 8%;
· агрессивные школьники, дети с психическими отклонениями – 4%;
· агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии – 1%;
· агрессивность - плохая черта характера – 1%;
· в классе всегда были агрессивные ученики – 12%;
· в классе нет агрессивных учеников – 34, 5 %.
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:
· курение – 50%;
· употребление спиртных напитков – 44%;
· грубость, хамство в общении – 31%;
· употребление в речи нецензурных выражений – 26,5%;
· ложь – 15%;
· неуважение учеников друг к другу – 13%;
· распущенность в половой жизни – 10%;
· мелкие кражи – 10%;
· драки – 10%;
· хулиганство – 10%;
· наркомания – 6%;
· издевательства над младшими, слабыми – 6%;
· азартные игры (на деньги) – 3%.
Таким образом,
особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Читайте также:
Психологическая характеристика массового несанкционированного поведения
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революцион ...
Профессиональная деформация личности в сети Интернет
В последние годы Интернет (как и компьютеры вообще) приобретает всё более доминирующий характер, как на количественном, так и в качественном уровне. Количество пользователей Интернет как в мире в целом, так и в каждой стране в отдельности ...
Психологическая готовность к школьному обучению
Поступления ребёнка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущими 1-классниками:
- выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, обучения, по ...
Навигация сайта