Особенности конфликтов в классных коллективах

Другая психология » Профилактика конфликтов в классном коллективе » Особенности конфликтов в классных коллективах

Страница 3

Лидеры оценивают себя как более активных, общительных, смелых и решительных, выше отзываются о своих организаторских способностях и умении ладить с людьми, считают себя влиятельными, с высоким уровнем развития силы воли и чувства юмора. Самооценка подростков-нелидеров не столь высока. Они не так уверены в своих силах и практически не мотивированы на соперничество. Однако отсутствие напористости и активности во взаимоотношениях с одноклассниками, абсолютно не означает, что кто-нибудь из подростков-нелидеров не хочет занять более высокое положение в классе.

Неумение или невозможность добиться с силу каких-либо обстоятельств удовлетворяющего подростка положения приводит к различным нарушениям в учебной деятельности, снижению успеваемости, проявлению недисциплинированности, вплоть до совершения правонарушений. Такое влияние социометрического статуса подростка в классе на его школьную жизнь определяется, прежде всего, особенностями личного развития в этот возрастной период, которое сопровождается повышенной конформностью ребенка по отношению к сверстникам {7, 94}.

Сформированность коммуникативных умений.

Исследование основных трудностей общения у школьников средних классов выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений {42, 57}. Подростки используют неадекватные способы убеждения (давление, протест, противопоставление и т.п.), стремятся к непосредственному «натуральному» общению, недооценивая его технический аспект, связанный с умением слушать, ориентироваться в ситуациях, использовать различные вербальные и невербальные способы общения.

Индивидуально - психологические особенности личности подростка

Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качества представляют собой следующие группы, которые обусловлены:

- природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);

- характерологическими особенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);

- семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии).

Обычно конфликтная ситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание на какие-то нарушения в межличностном взаимодействии в классном коллективе. На виду оказывается даже не сам конфликт, который очень часто выходит за пределы педагогического анализа, а способ реагирования на него, особенно если он носит не пассивный, а агрессивный характер. Между тем агрессивное реагирование всего лишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию, цель которой сберечь самооценку на принятом уровне.

Исследование, проведенное под руководством В.И.Журавлева [7,64] в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

Конфликты «ученик-ученик» возникают, по его мнению, в таких ситуациях:

· из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11%;

· из-за отсутствия взаимопонимания – 7%;

· в связи с борьбой за лидерство – 7%;

· из-за противопоставления личности ученика коллективу – 7%;

· в связи с общественной работой – 6%;

· у девочек из-за парня – 5%.

Считают, что конфликтов у ученика не было – 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам - 61% школьников.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Психофизиологическая готовность женщин к материнству.
На уровень психологической готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологиче ...

Виды расстройств пищевого поведения
К расстройствам пищевого поведения относят нервную анорексия, нервную булимию, компульсивное переедание, патологическое срыгивание. По данным западных психиатров расстройствами пищевого поведения страдает 4% женщин в возрасте от 14 до 20 ...

Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа
Карен Хорни (1885-1952) упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербности по сравнению с мужчиной. Основываясь на концепции психологической защиты, Хорни предположила, ч ...