«Человеческий фактор» – основная причина снижения безопасности полётов самолётов ГА

Другая психология » Проблемы эмоциональной устойчивости у пилотов гражданской авиации » «Человеческий фактор» – основная причина снижения безопасности полётов самолётов ГА

Страница 2

В процессе расследования происшествий с А-310 авиакомпании «Сибирь» и Ту-154 авиакомпании «Пулково» была выявлена новая тенденция, влияющая на безопасность полетов. Комиссии по расследованию установили, что в процессе психологических обследований командиров обоих воздушных судов были выявлены, но не учтены, особенности психо-соматического функционирования личности пилотов, которые явились одним из факторов, оказавших негативное влияние на развитие особой ситуации.

В 2001 году была подготовлена новая редакция «Руководства по профессиональному психологическому отбору в гражданской авиации», куда не вошел стандартизированный набор методик и критериев оценки результатов психологических тестов и построения заключения с учетом принятия на эксплуатацию новых (зарубежных) типов ВС. Поскольку данный раздел Руководства так и не был впоследствии доработан, это позволяет психологам авиакомпаний применять самостоятельно подобранный набор тестов и свои критерии отбора для переучивания.

Таким образом, правила построения заключения при отборе на переучивание оказываются зависимыми от такого субъективного фактора, как профессиональная эрудиция и компетентность психолога, которые могут оказаться не на должном уровне. Данное обстоятельство указывает на необходимость существенной доработки раздела Руководства, касающегося отбора пилотов для переучивания на новую технику, что предполагает разработку более четких и статистически обоснованных критериев для ранее использовавшихся методик тестирования, а также привлечение новых методик с разработанными для лётного состава нормативами.

В процессе направленного, систематического воспитания каждой опасной полетной ситуации необходимо противопоставить сложные сплавы, в функциональной структуре которых были бы интегрированы воедино речевые, двигательные, когнитивные и эмоциональные компоненты. По сути дела, это смысловые образования, обеспечивающие действия человека в ответ на реальную угрозу жизни. Эмоциональная составляющая является не только чувством или аффектом, а выступает в качестве их комбинации, поскольку и чувство, и аффект играют определенную роль в человеческом поведении. Для этого они должны быть определенным образом уравновешены, потому что при любом перекосе в функциональной системе, произошедшем либо вследствие утомления, либо под действием внеполетных событий, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, аффект может взять верх и при соответствующей ситуации привести к несчастному случаю.

В сложной многоэтапной системе обучения летчиков в настоящее время наиболее важное место занимает отработка двигательных навыков. Для этого используются комплексные тренажеры и учебные полеты. Значительно меньше внимания уделяется когнитивной и особенно эмоциональной составляющим опыта летчика, их формирование ведется не столь систематично. С комплексом воздействий, связанных с опасными ситуациями, молодые пилоты обычно знакомятся лишь в реальных условиях, а это усугубляет аффекты, затрудняет процесс адаптации молодого специалиста.

К действиям в сложных и опасных ситуациях летчики должны готовиться еще в училище, на занятиях с использованием слайдов и фильмов, показывающих состояние среды, управляемого объекта, информацию на приборной доске и действия экипажей, как правильные, так и ошибочные. Разбор конкретных ситуаций можно дополнить деловыми или ролевыми играми, проводимыми сначала в учебной комнате, за столом, с воспроизведением речевых действий и умственных расчетов, а затем и на тренажере. Важную роль в такой подготовке играют прыжки с парашютом.

Разборы полетов имеют большое значение для формирования чувства ответственности. В процессе анализа ошибочных действий экипажей в эмоциональной ситуации разбора создаются и закрепляются в структурах опыта представления летчика о правильных действиях и о юридической ответственности за неправильные действия.

Аффекты представляют собой наиболее уязвимое звено в системе деятельности, на котором, прежде всего, сказывается утомление. В этой связи особое значение приобретает разработка процедур контроля и профилактики утомления летчика.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Этапы, стадии усвоения
Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: « .первичное ознакомление с материалам, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение матер ...

Личностное переживание одиночества подростками
Одиночество – одна из серьезнейших проблем человечества, которую по праву называют болезнью ХХI века. Одиночество знакомо как женщинам, так и мужчинам и возникает независимо от возраста, образования и социального положения. Одиночество не ...

Душевный настрой
Многие страховые договоры завершаются, не успев начаться, из-за психологического состояния, страхового агента. Нет нужного боевого настроя . А какой есть? Вот несколько наиболее частых случаев. 1. Страховой агент сам совершенно не уверен ...