История отечественной конфликтологии

Страница 3

· степенью конфликтности жизнедеятельности нашего обще­ства на всех его уровнях;

· степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересован­ных в разработке проблемы конфликта, от политической об­становки в стране, идеологических установок, состояния де­мократизации общества;

· уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосы­лок исследования этого сложного социального явления;

· характером связи с мировой наукой, возможностью изуче­ния и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Второй период в истории развития отечественной конфлик­тологии включает четыре основных этапа.

Первый этап — 1924—1934 гг. Охватывает первую «волну» пуб­ликаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правове­дении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

Второй этап — 1935-1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отече­ственной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949—1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного яв­ления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап — 1973—1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психоло­гии, политологии и философии.

III период — 1990 год — настоящее время.

Появляются пер­вые междисциплинарные исследования, конфликтология начи­нает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 13 до 25 в год, создаются центры, группы по исследованию и регулирова­нию конфликтов.

Качество конфликтологических исследований во многом зави­сит от характера междисциплинарных связей одиннадцати на­ук, изучающих конфликт. Именно в результате междисципли­нарных исследований можно выявить не частные, а общие за­кономерности возникновения, развития и завершения кон­фликтов. Объективно и разносторонне оценить характер меж­дисциплинарных связей между частными конфликтологиче-скими науками достаточно сложно. Ряд исследований в 1993— 1996 гг. позволил сделать вывод, что междисциплинарные связи между отраслями конфликтологии пока не усиливаются. Подобная тенденция может быть оценена скорее всего как негативная [6].

Обобщенные данные о характере парных междисциплинарных связей наук, исследующих конфликт, представлены в табл. 2.2.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет оце­нить характер парных междисциплинарных связей любой нау­ки, изучающей конфликт. Относительно широкие междисциплинарные связи существуют у философов и социологов, кото­рые используют при изучении конфликта работы представите­лей всех других наук, за исключением социобиологии. Относи­тельно часто обращаются к результатам исследований кон­фликта в других областях знаний психологи, политологи, пра­воведы. В то же время социобиологи и математики сегодня ра­ботают полностью изолированно, опираясь только на знания, имеющиеся в своих науках.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Психофизиологическая готовность женщин к материнству.
На уровень психологической готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологиче ...

Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога.
Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому требует внимательного к себе отношения с той точки зрения, что именно она социально обостряет до предела проблему обоснованности ...

Основные этапы профессионализации личности
Процесс профессионального становления личности - системный процесс. В качестве единиц его анализа выступают этапы различной степени длительности и интегрированности: стадии, периоды (часть стадии), фазы (часть периода). Независимо от уров ...