История отечественной конфликтологии

Страница 2

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что лидером среди наук, изучающих конфликт, является психология. Это связано с той определяющей ролью, которую всегда играет человек в возникновении, развитии и завершении любых соци­альных и внутриличностных конфликтов. Однако лидирующее положение психологии характерно только для отечественной конфликтологии. В западной конфликтологии наибольшее ко­личество исследований проведено социологами.

Кроме психологов, наиболее значительный вклад в изучение конфликта внесли социологи и политологи. Представителями этих трех наук подготовлено 58% общего количества публика­ций, имеющихся в одиннадцати науках, изучающих конфликт.

История конфликтологии представляет собой раздел этой науки, решающий четыре основные задачи:

· изучение динамики развития знаний о конфликтах, опосре­дованное сменой стилей мышления конфликтологов;

· раскрытие взаимосвязей конфликтологии с другими наука­ми;

· анализ взаимодействия конфликтологии и общества, а также самих конфликтологов;

· описание результатов деятельности и личностных особенно­стей конкретных ученых [7].

На современном этапе развития конфликтологии трудно дать целостное и подробное изложение ее истории в силу молодости науки. Однако общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.

Одним из важных разделов истории конфликтологии являет­ся периодизация ее развития. В основу периодизации положен содержательный анализ конфликтологических идей и теорий, а также количественный анализ интенсивности проводимых ис­следований. Это позволило выявить в истории эволюции кон­фликтологических идей и теорий три периода, каждый из кото­рых состоит из ряда этапов.

I период — до 1924 г. В

течение этого периода конфликто-логические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в ре­альных конфликтах. Проблема насилия и ненасилия, входящая в сферу интересов конфликтологии, достаточно глубоко прораба­тывается в религиозных учениях. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, где участвовал че­ловек. В последующем конфликты отражаются в литературе, монументальном искусстве, музыке, устном эпосе, живописи, кино и т. д.

В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как само­стоятельное явление.

II период — 1924-1990 гг.

Это период зарождения, становле­ния и развития частных конфликтологических наук — отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (право­ведение, социология), а к концу периода — 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается, однако меж­дисциплинарных работ практически нет.

Анализ публикаций в данный период позволил установить ее выраженный динамичный характер (рис. 2.3), который опреде­ляется действием следующих четырех основных факторов:

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации
В условиях перемещения из одной социокультурной среды в другую возникает необходимость адаптироваться к новым условиям жизни, причем успешность такой адаптации зависит от многих факторов. Выделяют несколько видов миграций (29, 57-59): Пер ...

Развитие, воспитание, обучение
Воспитание – Формирование, обучение кого-либо. Совокупность моральных, интеллектуальных и культурных приобретений человека. Самые важные и заметные компоненты воспитания мы получаем от родителей или от тех, кто их заменяет, а также от наш ...

Психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками: • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка; • личн ...