По мнению ученых Ленинградского университета Н.А. Грищенко и Л.А. Головей, программа индивидуальной консультации должна включать данные об основных уровнях психологической структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности. «Традиционная профориентация осуществляется в двух планах: первый — это изучение качеств и особенностей человека в соответствии с требованиями конкретной профессии. Этот путь от профессии наиболее распространенный, и большинство тестов ориентировано именно на это. Более сложным представляется второй путь, который ставит задачей системное изучение потенциала человека, его способностей, склонностей, мотивации поведения. Хотя первый подход является традиционно более разработанным и широко используется в практике, он представляется более узким. Решая задачи конкретного производства, он не обеспечивает задач всестороннего развития человека. Таким образом, мы придерживаемся второго направления, которое идет от человека к профессии». Таким образом, в рамках данного подхода формируются новые задачи профориентации: комплексное изучение человека, как субъекта профессиональной деятельности, и его возможностей и использование профессиональной деятельности как возможности имеющегося потенциала [Ананьев Б.Г.,1960,с.45]. Происходит смещение акцентов с обеспечения общества необходимыми кадрами на ценность самореализации личности в профессиональной деятельности.
Сотрудниками Ярославского Центра профориентации под руководством И.В. Кузнецовой построена нормативная модель процесса принятия решения о выборе профессии. Эта модель положена в основе процедуры профконсультации, заключающейся в совместном решении консультантом и консультируемым задачи по выбору профессии. Был сформулирован новый принцип повышения эффективности профориентационной работы - совместность принятия решения о профессиональном выборе. Ответственность за совершаемый выбор смещается от консультанта к консультируемому.
Проблема профориентации рассматривается как проблема помощи в профессиональном самоопределении школьников. Главными становятся вопросы, связанные с изучением и развитием личности. Были разработаны принципы, провозглашающие значимость постепенного формирования профессионального выбора. Предполагалось, что в помощи может участвовать несколько сторон: школьник, родители, учителя, профконсультант, система УПК или другой ознакомительной практики. Разрабатываются системы комплексного изучения личности и профориентация способствовать решению задач личности, а не заполнению свободных рабочих мест. Профконсультант играет роль помощника, который знакомит с миром профессий, диагностирует интересы и способности, советует то или иное направление.
Многие авторы в своих работах, указывали на особенность подросткового периода в ряду других этапов жизненного пути человека сопоставляют его с этапом выбора профессии.
Д. Сьюпер, в частности, поддерживает идею о том, что люди различаются по складу личности и уникальным возможностям и поэтому выбирают себе профессии, в которых они смогут использовать свои знания и умения.
Р. Хейвигхерст предлагает альтернативное видение этапов профессионального пути. Его интересуют не столько потребности и способности индивидуума, сколько приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками. Человек на данном этапе выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать.
Читайте также:
Индивидуальные восприятия значение слова
Был проведен анализ выполнения пробы на перцептивную категоризацию детьми 6-7 лет с относительной слабостью передних отделов левого полушария, задних отделов левого полушария и правого полушария. В ходе исследования были выявлены значимые ...
Восприятие человека
Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведе ...
Виды, формы агрессии
Х. Хеккаузен констатирует, что единой классификации агрессии и агрессивности нет и создавать ее трудно. Американские психологи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против ...
Навигация сайта