Необходимые условия для развития личности ребенка

Другая психология » Психологическая характеристика младенчества » Необходимые условия для развития личности ребенка

Страница 2

Физический контакт с мамой – ее прикосновения, ношение на руках, укачивание, совместный сон и кормление грудью – первое и самое важное условие мягкой адаптации новорожденного к новым условиям внеутробной жизни и гарантии полноценного развития его нервной системы. С утробы новорожденный сохраняет память о материнских запахах, вкусах, звуках, прикосновениях. Они поддерживают его положительные эмоции и чувство полной безопасности. После рождения ребенок нуждается в сохранение прежних ориентиров, что может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с ним матери.(Ц.стр.20)

На протяжении миллионов поколений происходил мгновенный переход от полностью живой среды тела матери к частично живому окружению вне ее. Тело матери согревает младенца, ее руки обнимают его. Он ожидает, что окажется на руках у матери. На руках у матери ребенок чувствует, что все так, как должно быть. себе он ничего не знает кроме ощущения своей правильности, привлекательности и желанности. (Л.,стр.46)

Совместный сон с мамой, как днем, так и ночью, необходим новорожденному для полноценного развития нервной системы. Обеспечивая привычный внутриутробный комфорт, он дарит малышу чувство безопасности и постоянного присутствия мамы, без которой он не в состоянии выжить. Грудное вскармливание – это контакт с мамой, привычные запахи и вкусы, телесный комфорт, удовлетворение рефлекса сосания, чувство безопасности, источник пищи и жизни, отлаживание всех функций организма, становление и развитие иммунной, нервной и эндокринной систем.(Ц.стр.22)

Чрезвычайно важны первые дни жизни малыша. При естественном развитии событий они проходят так:

1. Первый час жизни. Первый час жизни чрезвычайно важен для матери и ребенка. Именно в это время мать запоминает свое дитя, чтобы впоследствии заботиться о нем и защищать его. Новорожденному тоже очень важно запомнить свою мать. Его главная задача - запечатлеть материнскую грудь и запомнить, как именно надо ее захватывать и сосать.

2. Первые три дня жизни. Первые три дня жизни после рождения мимика младенца выражает его впечатления от пережитых родов. Чем тяжелее были роды с его точки зрения, тем печальнее и серьезнее будет выражение его лица.

Если роды были легкими, то такое напряженное обдумывание заканчивается сравнительно быстро, уже через несколько часов. Об этом свидетельствует появление бессознательной улыбки во время сна и блуждающей улыбки в состоянии бодрствования.

3. Третий – двадцатый день. На 5-7-е сутки малыша перестают беспокоить воспоминания о рождении, и прекращается его безутешный плач. Лишь иногда во сне появляется гримаса плача и всхлипывание. Периоды его бодрствования пока еще очень коротки. В моменты пробуждений его интересует только мама.

4. Развитие ребенка к седьмой неделе жизни.При хорошем психоэмоциональном контакте с матерью у младенца расширяется арсенал способов коммуникации и передачи информации. Он способен звать маму с помощью определенного звукового сигнала, не крича, а делая это довольно тихо. Если мама не отреагировала на его призыв, то после 2-3 попыток ее позвать малыш может разразиться плачем.

Ребенок проявляет огромный интерес к окружающей обстановке: он просит, чтобы его носили на руках "столбиком" для обзора, и изучает место, где он находится.

Ребенок, воспитанный так, спокоен и счастлив. Ж. Ледлофф пишет: «Однажды я увидела в племени екуана ребенка, что сосал палец, напрягался всем телом и истошно кричал, ну совсем как его цивилизованный сверстник. Но выяснилось, что вскоре после рождения миссионер возил его в больницу в Каракос, где ребенок пробыл 8 месяцев до тех пор, пока его не вылечили и не возвратили семье».(Л.,стр.29) Ребенок, проведший первые месяцы жизни, лежа в одиночестве в больничной кроватке, не может развиваться нормально.

Через что проходит ребенок цивилизованного общества? Западный малыш ничем не отличается от своего дикого собрата. Несколько тысяч лет, приведшие к возникновению цивилизации очень коротки по сравнению с миллионами лет эволюции. За это время природа человека не могла сколько-нибудь значимо измениться. Поэтому человеческие ожидания одинаковы как для ребенка, рождающегося естественным путем, так и для детей, чье рождение медикаментозным путем преждевременно вызвал акушер, спешащий на встречу с друзьями.(Л.,стр.71)

В роддомах врачи отдают ребенка матери не сразу, а через несколько минут, или даже часов.

Новорожденного ребенка заворачивают в сухую безжизненную материю. Его кладут в ящик, служащий кроваткой, и оставляют одного, в слезах и рыданиях в совершенно неподвижном заточении.

Пребывание во чреве матери стало первым и последним периодом его жизни, который можно было бы назвать состоянием непрерывного благополучия. Природа заложила в человеке ожидание, что в таком состоянии он проведет всю свою жизнь. Однако это могло произойти лишь при том условии, что мать правильно обращается со своим ребенком. (Л.,стр.77)

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей
В развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью ...

Основные мотивы символдрамы для детей и подростков.
Мотив Луг Мотив луга имеет очень широкое символическое значение. В работе с детьми и подростками он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гор ...

Факторы конфликтогенности межличностного взаимодействия
Население России захлестнула волна преступности, наркомании и алкоголизма. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. В крупных российских городах такие факторы как: отсутствие стабильности в социально-эк ...