Исследования психологической совместимости

Другая психология » Психологическая совместимость людей в семье » Исследования психологической совместимости

Страница 5

Таким образом, утверждение Тоумена о том, что для стабильного супружества важна комплементарность отношений по порядку рождения, подтверждается скорее частотой брачных союзов (что косвенно доказывает их стабильность). Возможны и некомплементарные союзы с достаточно высокой удовлетворенностью отношениями у супругов, но в целом они очень редки, так как большая часть такого партнерства «отсеивается» при добрачном знакомстве. В то же время частично комплементарные союзы между единственными детьми и старшими встречаются непропорционально часто.

3. И наконец, третий подход к изучению совместимости – адаптивный – ориентируется на изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих конфликты, разногласия, непонимание. Этот подход является, с одной стороны, общим для двух вышеуказанных, и в то же время особым направлением. Его задача – поиск резервов адаптации супругов друг к другу путем гармонизации супружеского союза. Наиболее полно этот подход реализуется в практической работе по оказанию психологической помощи семье, в частности семейной консультации.

Итак, понятие супружеской совместимости так или иначе определяется через понятия удовлетворенности браком, его стабильности, при этом многие исследователи под супружеской совместимостью понимают нечто статичное. Однако нельзя забывать, что каждая семья уникальна, и психологической закономерности, распространяемой на всех без исключения, не существует.

Понятие «совместимость» также достаточно широко использовалось психологами, изучающими установку. Установка, по определению Узнадзе, - целостное состояние, определяющее поведение человека. Любому физическому, умственному действию, поведенческому акту предшествует момент принятия решения и образования установки. Вступая в целенаправленное взаимодействие, например для удовлетворения потребности в общении, два индивида X и Y должны вырабатывать (осознанно или неосознанно) единые оценки, мнения, единообразное поведение. Система 2-х индивидов может функционировать только в случае своей целостности, единства. В результате взаимодействия, если Х выбирает А (мнение, образец поведения), а Y выбирает сходное или тождественное А1 (мнение, образец поведения), то система приходит в равновесное совместимое состояние. Процесс взаимодействия, развития системы продолжается в случае выбора несходных (нетождественных) мнений, образцов поведения. В дальнейшем система приходит либо в равновесное состояние, либо в конфликтное состояние вплоть до ее распада на две самостоятельные подсистемы [2].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Читайте также:

Современное состояние подготовки пилотов
Профессиональная подготовка пилотов относится к числу тех компонентов авиационной системы, где скрывается большое количество опасных факторов, своевременное выявление которых составляет суть управления безопасностью полетов через совершен ...

Методологическая структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей[1]: самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, ...

Проявления тревожности у детей в возрасте 2-6 месяцев
С самого рождения младенцы исключительно чувствительны: поскольку их знания ограничены, то их способ общения с миром главным образом происходит на уровне эмоций и инстинктов. Эмоциональное состояние ребенка определяет, как он видит свой м ...