Содержание проблемы исследования

Страница 1

В последние годы в российской системе образования наметилось значительное усиление внимания к общегуманистическим аспектам профессиональной деятельности социального педагога, ориентированной не только на обучение и воспитание, но и социализацию личности ребенка. Социально-экономические и политические изменения, происходящие сегодня в обществе, заставляют по-новому взглянуть на укрепившиеся подходы к педагогической деятельности. Нестабильность социально-экономических условий, перманентность экономических катаклизмов и межнациональных конфликтов, неустойчивость общественных отношений наносят ощутимый ущерб процессу полноценного развития личности детей и подростков.

Вместе с тем последовательная демократизация нашего общества, гуманизация парадигмы общего образования требуют пересмотра подходов к организации учебно-воспитательного, социально-педагогического процесса в школе, усиления внимания к процессу социализации личности ребенка, создания социально-педагогических служб, разработки программ социально-педагогического сопровождения и поддержки детей и подростков в процессе социализации.

Особое внимание социальных педагогов привлекают те изменения в характере подростков, которые могут приводить к акцентуациям характера.

Подростковый возраст - период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (следствие Эдипова комплекса - протест против отца), сексуальный кризис (смена эрогенных зон с оральной на генитальную), страх ролей, гормональный диссонанс - таким образом, получается растянутый во времени эмоционально-социальный психологический стресс. Для этого периода жизни характерно возникновение различных форм нарушения поведения. То, что раньше считалось аномалией, сейчас вошло в критерий нормы, от 50% до 90% подростков имеют определенный тип акцентуаций характера. В последние годы в психологии и, частично, в педагогике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал, который раскрывает особую роль акцентуированных черт характера в личностном и профессиональном развитии человека.

Проблему акцентуаций характера также традиционно связывали с проблемой отклоняющегося поведения детей, которая имеет глубокие исторические корни.

Проблема акцентуаций характера подростков изучается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе и имеет большое практическое значение.

Работа по социально-педагогическому сопровождению акцентуированных подростков требует специальной подготовки социальных педагогов. Именно поэтому мы посчитали необходимым изучить проблему акцентуаций характера у подростков. И на наш взгляд, очень своевременным является создание программы социально-педагогического сопровождения, которая позволила бы на ранних этапах диагностировать данную проблему и осуществлять комплекс мер по коррекции акцентуаций характера.

Понятие «сопровождение» прочно вошло в словарь психологов, педагогов, валеологов и употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Процесс сопровождения - это не пассивный процесс следования за развитием человека. Сопровождение имеет цель, критерии, результат. Социально-педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспектив их личностного роста. Процесс социально-педагогического сопровождения объединяет основные институты социализации: семью и школу. Нужно особо подчеркнуть, что процесс сопровождения естественным образом оказывает содействие социальной адаптации и социализации личности подростка, а не искусственно задает ему цели и задачи извне.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Характеристика основных функций процесса общения
Как справедливо замечает Г.М. Андреева[2,С.125], в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная функция общения, или коммуникация в ...

Характеристика сознания человека.
а) Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущей только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, ...

Понятие «профессиональной установки»
Установка представляет собой первичное первичное по отношению к деятельности явление, но системно - деятельностный подход играет важную роль в определение понятия «профессиональной установки». Термин «профессиональная установка» впервые в ...