Основные подходы к исследованию педагогической запущенности в психолого-педагогической науке

Другая психология » Психокоррекция личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста » Основные подходы к исследованию педагогической запущенности в психолого-педагогической науке

Страница 6

Таким образом, образовательное учреждение в лице специалистов: психолога социального педагога, может успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности школьников.

При определении степени педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии:

характер динамики запущенности;

выраженность признаков запущенности;

общая необразованность;

уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников);

уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).

Особенности личности педагогически запущенного ребенка характеризуется не развитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценки и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию. Они менее социально приспособлены, отличаются не доверчивостью, чрезмерной обидчивостью и слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно - ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своей проблемы. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.

Выявлены существенные различия в уровни возбудимости и гиперактивности, выражающееся в слабой концентрации внимания, повышенном моторном беспокойстве и отвлекаемости, отсутствие страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм поведения. В отношении с взрослыми запущенные дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью (для младших школьников - это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее влияние. Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая неуспеваемость», «не умный»).

Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», умница») их новой деятельности - учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя. Позиция хорошего ученика, желающего и умеющего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обуславливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой - сдержанность и высокий самоконтроль. Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, неприятным, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

Педагогическая запущенность в ряде случаев приводит к значительному отставанию в психическом и физическом развитии. Некоторые педагогически запущенные дети своим поведением напоминают аномальных детей (раздражительные, неуправляемые, конфликтные и т. п.), поэтому, как отмечает А.С. Белкин, родители, педагоги должны уметь отличать педагогическую запущенность от задержки в развитии, вызванной заболеваниями.

Педагогическая запущенность у аномальных детей возникает в результате отсутствия или слабости специальной работы по коррекции этих отклонений и может носить особенно тяжёлый характер, т. к. их возможности взаимодействия с окружающей средой, восприятия воспитательных воздействий, понимания взаимоотношений и поступков людей ограничиваются сенсорными, двигательными и интеллектуальными недостатками. Отклонения, вызванные педагогической запущенностью аномальных детей (ошибочные представления, вредные привычки, отрицательные черты поведения и т. п.), приобретают стойкий характер и трудно преодолеваются даже после создания благоприятных условий. Воспитанники специальных учебных заведений также могут стать педагогически запущенными. Например, у детей, посещающих специальные детские сады и школы интернатного типа и оторванных от семьи, иногда не складываются отношения взаимопонимания со сверстниками и воспитателями. Если педагоги не сразу обнаруживают сложную ситуацию, либо не умеют применить необходимые меры педагогического воздействия, создаются условия для педагогической запущенности. Ее успешное преодоление зависит от своевременного распознавания и проведения специальной психологической и педагогической работы с аномальными детьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Читайте также:

Понятие лидерства
Процесс политической социализации неизбежно приводит к своеобразному расслоению индивидов. Одна их часть становится активными гражданами, другая часть предпочитает более пассивное существование. На политически активных гражданах держится ...

Причины привлекательности западных моделей СПТ для российских участников
Несмотря на то, что, как уже было указано, многие тренинговые группы, построенные по западным моделям, формируют ценности, которые трудноосуществимы в повседневных социальных контактах, методы работы в группах, отношения и атмосфера, кото ...

Психоимажинативная терапия Шорра
Мысленное воспроизведение внутренних конфликтов человека и отреагирование подавленных эмоций, особенно чувства вины, через опосредованные образы. Как только пациент определит зону конфликта, он несомненно обратится к специфическому психо ...