Проблемы создания семейных пар в студенческие годы

Другая психология » Проблемы создания семейных пар в студенческие годы

Страница 1

Образование полноценной семьи в студенческие годы является наиболее значимой проблемой названного возрастного периода, так как в это время происходит бурное комплексное развитие и становление личности студента. Как показывает практика у большинства пар, созданных в этот период отмечается тенденция к разрыву отношений, так как они не смогли пройти психологической адаптации в условиях совместного проживания. В процессе создания семьи, на первый план выступает не социально - материальные аспекты, а фактор психологической подготовки молодых студентов к решению данной задачи.

На этом этапе идет активное развитие личности студента в следующих направлениях: развиваются профессионально значимые качества; совершенствуются все психические процессы и субъектный опыт; повышается ответственность, возрастает устойчивость личности к различным факторам, формируется собственная личностная позиция, ценности, идеалы и волевые черты характера, происходит самоутверждение человека, повышается его социальный статус, осуществляется постановка цели в жизни, устанавливаются критерии, по которым выбирается партнёр.

Человек в это время осознаёт свой ресурсный потенциал и возможности, уверен в себе, готов взойти на любые вершины. Он постоянно работает над собой, идет "притирка" между партнёрами, они воспринимают друг друга как человека, на которого можно положиться, а в случае необходимости поддержать, однако нет уверенности: "любовь ли между нами, моя ли это половинка, а справимся ли мы с трудностями?". Проведённый межвузовский форум на тему "Любовь, секс, семья" показал, что многие студенты, имеющие серьёзные отношения не владеют представлениями о гендерных различиях в интимно-личностной сфере, психосексуальной совместимости партнеров, не знают основные психотипы семей, а, соответственно, основные проблемы которые возникают в процессе создания семьи.

Результаты форума дают основание считать, что проблема создания семьи в студенческие годы является актуальной. В условиях недостаточной половой, эстетической и духовно-нравственной осведомлённости партнёров, при отсутствии реально работающих рынков труда и жилья, необходимо решение этой ключевой проблемы на федеральном и региональном уровнях.

Связь семейных ценностей с акцентуацией характера юношей и девушек

Необходимость изучения семейных ценностей современной молодежи обусловлена тем, что, начиная с 90-х годов ХХ века, резко увеличилось число молодых пар, проживающих без юридического оформления брака, следствием чего явился стремительный рост внебрачных детей, увеличение количества неполных семей, ухудшение демографической ситуации. Актуальность данной темы усиливается тем, что в современном российском обществе все больше молодых людей принимают решение заниматься своей карьерой, поэтому романтические привязанности, семья, рождение детей рассматриваются как "помехи" на пути к достижению признания в профессиональной сфере. В связи с вышеизложенным, встает необходимость стимулирования развития института семьи, создание благоприятных условий в социальной и культурной среде для укрепления авторитета российской семьи среди юношей и девушек. Для реализации поставленной задачи необходимо дополнить научные знания о социально-психологических факторах, определяющих значение семьи в ценностном сознании современных юношей и девушек.

На уровень сформированности семейных ценностей современной молодежи оказывают влияние внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы. На наш взгляд, акцентуация характера является одним из основополагающих факторов становления и развития ценностей семьи. Мы выдвинули и эмпирически проверили гипотезу о том, что иерархия семейных ценностей юношей и девушек определяется типом акцентуации характера.

Для изучения ценностных ориентаций личности применяется методика М. Рокича "Ценностные ориентации". Для диагностики характерологических особенностей личности используется модифицированный вариант методики ПДО "Тест личностных акцентуаций" В.П. Дворщенко. Полученные данные подвергались статистической обработке на компьютере с помощью программы STATISTICA 6.0, что позволило нам установить достоверность результатов исследования. В анализ включались описательные статистики, непараметрический критерий Крускала-Уоллиса, результаты кластерного анализа.

В исследовании приняли участие 172 студента физико-математического, исторического, психолого-педагогического факультетов очного отделения. Из ни 67 юношей, 105 девушек.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Вводные замечания по профессиографическому анализу
Организация – это социальная система, созданная для выполнения задач, которые людям, действующим в одиночку, выполнить не под силу. Эти задачи образуют две большие категории: производство какого-либо продукта и предоставление какой-либо у ...

Методологическая структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей[1]: самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, ...

Типичные формы девиантного поведения подростков.
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям "взрослого" отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценносте ...