Психодиагностические методы в психологии

Другая психология » Психодиагностические методы в психологии

Страница 2

По характеру тестового материала (бланковые, аппаратурные, предметные, компьютерные).

По объекту оценки (процессуальные, тесты достижений, тесты состояний и свойств)

По характеру стимульного материала (вербальные – предполагают операции с понятиями, мыслительными действиями, невербальные – предполагают операции с наглядным материалом с опорой на перспективные и психомоторные функции)

По количеству участников (индивидуальные, групповые).

По форме ответов (устные, письменные).

Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы или утверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Эта группа методик предоставлена для получения объективных и субъективных данных об испытуемых. Показатели, полученные в результате использования опросников имеют вероятностно-ориентирующий характер и требуют сопоставления с данными, полученными с помощью других методик.

В зависимости от количества измеряемых качеств опросники делятся:

Одномерные (изучают только одну черту);

Многомерные ( изучают несколько черт одновременно);

В соответствии с принципом, который был положен в основу конструирования опросника выделяют

Факторные (производят изучение с помощью факторного анализа);

Эмпирические (в основу положен критериально-ключевой принцип).

В зависимости от характера изучаемого явления выделяют:

Опросники-анкеты (группа опросников, предназначенная для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей отношения к его личностным особенностям)

Опросники настроений и состояний (предназначены для измерения переходящих состояний в отличии от стабильных показателей);

Личностные опросники ( изучают стабильные показатели личности и различные ее особенности)

Личностные опросники имеют свою классификацию:

Опросники черт личности – изучают степень выраженности той или иной черты и имеют в своём основании ту или иную теорию личности

Типологические – изучают личность как целостное образование не сводимое к набору черт.

Опросники мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы.

Опросники интересов.

Опросники ценностей

Опросники установок

У опросников существуют свои достоинства и недостатки. К достоинствам опросников, безусловно, следует отнести простоту их применения, легкость обработки и интерпритации полученных данных, наглядность полученных данных, обоснованность полученных схем.

К недостаткам опросников в первую очередь относится проблема достоверности, которая связана с несколькими явлениями:

Фальсификация данных (сознательное стремление испытуемого дать ложные сведения о себе, существует неосознанная фальсификация, которая выступает как тенденция выдвигать на первый план только хорошие качества личности.)

Феномен социальной желательности. Заключается в желании испытуемого поступать и выглядеть в соответствии с общепринятыми нормами, предьявлять желаемые и социально-одобряемые качества и стороны личности).

Для избежания недостоверности опросники имеют систему защиты. Способы защиты у опросников следующие:

Различные формулировки вопросов (т.е. «маскирующие», дублирующие, буферные вопросы)

Введение различных шкал (шкалы лжи и шкалы социальной желательности)

Факторы детерминирующие ответы (предшествующий опыт, социальное одобрение, интеллектуальная оценка испытуемым вопросов и ответов).

Тест-задание - предполагает получение информации и психологической характеристики человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии либо отсутствии, а также степени развитости у него определенных психологических качеств. Нужно сказать, что большинство тестов по определению уровня умственного развития принадлежат именно к этому типу тестов.

Проективные тесты – методики, основанные на получении информации о человеке с помощью механизма проекции.

Проекция – не вполне осознанное приписывание другим людям, событиям, вещам и явлениям собственных мыслей, чувств и состояний. В методе тестов проекция используется как не вполне осознанное отображение на нечетком стимульном материале внутреннего мира испытуемого. Такое понимание частично совпадает с определением проекции развившегося в психоанализе (защитный механизм, заключающийся в приписывании собственных чувств и побуждений другому объекту).

Проективные тесты предлагают для обследуемого достаточно неопределенные ситуации, оставляющие ему свободу действий. Материал, предоставляемый для работы, может использоваться разнообразными способами. Главное здесь не объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у обследуемого.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Проблемы психологии искусства в школе С.Л. Рубинштейна
Проблема психологии искусства, представляясь одной из самых привлекательных, вместе с тем является мало разработанной областью психологии, насчитывающей небольшое число серьезных глубоких исследований (Выготский, 1986; Дорфман, 1997; Тара ...

Понятие о тесте и требования к нему
Психологический тест, в сущности, представляет собой объективное и стандартизированное измерение образцов (или проб) поведения [1, с.18]. Метод тестов относят к экспериментальному методу психодиагностики, с помощью которого проводят разли ...

Эмоциональные процессы и образования в психике человека
Эмоции, чувства, воля и психические состояния придают миру психических явлений насыщенность и различные оттен­ки, а психические образования (знания, навыки, умения) на­сыщают его сложным и многогранным содержанием. В отличие от познавате ...