Заключение

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы. Авторитет представляет собой высокоценимые качества, которыми подчинённые наделяют лидера, и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и означает уважение к лидирующей личности, доверия к ней.

Согласно общепринятой точке зрения, в политике обычно различают лидеров трёх уровней: лидеров малой группы; лидеров общественных движений, организаций, партий; политических лидеров. Политический лидер определяет четыре основных функции:

1) определение целей,

2) обеспечение ведомых средствами достижения целей,

3) помощь ведомым в действиях и взаимоотношениях,

4)сохранение целостности общности

Таким образом, лидер планирует, делегирует, координирует и контролирует – тем самым он выполняет законодательную, исполнительную и судебную функции для своих ведомых. Основные личностно-психологические черты лидера – это особенности образа самого себя и «психологического образа» жизни как способа структурирования психологического пространства личности, требующие и позволяющие регулировать отношения доминирования – подчинения. Они проявляются на пяти уровнях: биологическом, психологическом, социально-психологическом, политико-психологическом, социальном. Выделяют следующие характеристики трёх основных моделей взаимоотношений лидера с группой: авторитарный, демократический и попустительский стили.

В результате экспериментов исследователи пришли к выводу, что авторитарные лидеры эффективнее по количеству произведённой ведомыми продукции, демократические – по её качеству и моральному состоянию ведомых. Разные стили лидерства ведут к разному климату в группе. Группы с авторитарным лидером либо апатичны, либо агрессивно настроены внутри себя, так как лидер контролировал даже межличностные отношения их членов. Группы с демократическим лидером объединяло чувство «мы» и значительное единство. Группы с попустительским лидером не обладали чувством единства, не были удовлетворены работой, да и производительность была низкой. Очевидно, что ни один из стилей в чистом виде не может быть рекомендован для повышения производительности труда и эффективности деятельности. Но для удовлетворённости работой больше подходит демократический стиль.

Читайте также:

Коррекция недостатков мышления
С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности к ...

Специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте
Картина отклоняющегося развития при частичных нарушениях, в сравнении с тотальными расстройствами, значительно сложнее, так как первичный дефект может быть представлен у детей в различной степени. Ярче всего это проявляется в дефектах ана ...

Понятие профориентации в психологии
Профориентация в психологии – очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии. На основании исследований Парсонса было дано следующее определе ...