Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа

Другая психология » Психоанализ о личности » Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа

Страница 1

Карен Хорни (1885-1952) упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербности по сравнению с мужчиной. Основываясь на концепции психологической защиты, Хорни предположила, что, поскольку мужчины испытывают желание принизить женщин, именно они демонстрируют защитное поведение, за которым кроется зависть к потенции материнства. Мужчине требуется постоянно подтверждать свою мужественность, в то время как у женщин нет необходимости подтверждать свою женственность. Социальная активность мужчин также является защитным ответом на страх природного женского превосходства.

Генри Мюррей(1893-1988) внес ряд дополнений в теорию Фрейда.

· «Оно» включает в себя на только перечисленные Фрейдом влечения, но и базовую потребность в любви.

· «Сверх-Я» формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течении всей жизни, интегрируя опыт взаимодействия со многими людьми и ситуациями.

· Далеко не всегда поведение носит защитный характер, и в отсутствие конфликта функцией «Я» становится рациональное мышление и точное восприятие. Т.о. в этой концепции зафиксирован когнитивный характер «Я», что вводит в систему мотивационного ядра личности еще одну потребность, потребность в бескорыстном познании.

Психогенетическая концепция периодизации развития личности Эрика Эриксона(1902-1994) обращает внимание на один из явных недостатков теории Фрейда – ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность развивается дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла. И если модель Фрейда предполагает допущение о природе человека, что человек сам по себе плох, то Эриксон склоняется к допущению, что человек и плох, и хорош. Кроме того, он заимствует у Мюррея положение о познавательной мотивации. Оставаясь в рамках психоаналитической традиции, Эриксон предложил иную периодизацию личностного развития. Основной принцип его подхода основан на понятии кризиса. Каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с одной стороны, таит опасность психопатологии, а с другой – содержит возможность дальнейшего продуктивного развития. Каждая стадия в концепции Эриксона характеризуется типичным психологическим кризисом и особой задачей развития. И если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эриксон – о психосоциальном.

1. Младенчество. Оральная стадия. Конфликт между базисным доверием к миру и базисным недоверием. Если мать довольна своим собственным детством и хорошо относится к ребенку, конфликт разрешается позитивно, возникает надежда и способность с оптимизмом смотреть на жизнь. При негативном исходе появляется замкнутость, изоляция от мира.

2. Ранее детство. Анальная стадия. Ребенок учится произвольно удерживать и отдавать значимые для него объекты, формируется сила воли. Негативный исход – развитие стыда и сомнения, когда ребенок переживает неуверенность в своих силах и страх действовать самостоятельно.

3. Дошкольный возраст. Фаллическая стадия. Конфликт между инициативой и чувством вины. Ребенок способен делать то, что нельзя, и поэтому должен научиться сдерживать свои импульсы. Позитивным исходом становится активность, негативным – пассивность.

4. Младший школьный возраст. Конфликт между компетентностью и неполноценностью. На этой стадии школьник должен показать, на что способен. Важной становится оценка результатов его обучения. Если ребенок плохо учится или становится объектом насмешек сверстников, у него может закрепиться чувство неполноценности, в дальнейшем такой человек не станет браться за решение трудных задач и не будет эффективен в жизни.

5. Подростковый возраст, начало генитальной стадии по Фрейду, заключает в себе центральный конфликт всего жизненного цикла – конфликт между достижением идентичности в противоположность смешению идентичности. Достижение идентичности – функция «Я».В этот период должно произойти согласование уникальных свойств личности с имеющимися возможностями их реализации. Выделяется несколько аспектов идентичности:

· индивидуальность – сознательное ощущение собственной неповторимости и собственного отдельного существования.

· тождественность – переживание внутренней непрерывности в течении жизни, преемственности жизненных этапов.

· единство – ощущение целостности личности.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Генетика и общество
История генетики насчитывает немногим более столетия. Это очень короткий период истории по сравнению со многими другими науками, однако даже за этот небольшой срок она успела значительно повлиять на общественное сознание. Бурно развивающа ...

Возникновение учения о темпераменте
Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греческого – смешения), т.е. соотношения в о ...

Представления студентов об экстремизме
Проблема экстремизма и радикальных методов ведения политической борьбы существует примерно столько же, сколько и человеческие цивилизации. У любого народа, в любую историческую эпоху мы можем легко найти проявления того, что сейчас принят ...