Ценностно-смысловое содержание ориентирует человека в мире, указывает на значимое для него и дает силы, энергию для достижения значимого. Значимость выступает стержнем человека. Различение значимости приобретает формы внутреннего напряжения, направленной напряженности, ценностных и смысловых переживаний. В совокупности они образуют нечто целостное, освещая, дорогу в жизни и направляют человека к заветным целям. Это внутренний модус человека, который в совокупности составляет внутренний мир человека и выступает единицей анализа психологической жизни. Ценностно-смысловое содержание воплощается в жизни через активность, она включает в себя внешнюю (это все виды и формы деятельности и жизнедеятельности) и внутреннюю активность, которая находит свое выражение в функционировании психических процессов, познавательной сферы, задавая границы жизненному пути.
Соединение внешней и внутренней стороны наблюдается в активности, как управлении, регулировании собой, когда человек делает выбор действия, поступка.
Рефлексия является основой развития и изменения человека, она соотносит что-то с чем-то, позволяет планировать и прогнозировать события, соотносить прошлое и будущее. Выражается в том, что человек может сам строить свою судьбу и определять поведение в жизненных ситуациях в соответствии с собственным обобщенным отношением к жизни и жизненным планам. В свою очередь жизненные планы формируются во внутреннем мире человека, а реализуются во внешнем. Следовательно, мотивы, смыслы и ценности о-граничивают (по направлению, мере напряжения, предметно-содержательно и т.д.) активность человека в жизни, а значит, регулируют ее. Регуляция идет изнутри, тем самым соприкасается и учитывает внешние реалии, но эта регуляция идет на разных уровнях. Операционный уровень связан с реализацией насущных потребностей и мотивов, проявляющихся в конкретных жизненных ситуациях. Тактический уровень связан с целями, смыслами, выбирая их человек, оформляет свой жизненный путь. Стратегический уровень проявляется в ценностях, их задает культура, в которой развивается человек. В процессе усвоения культуры, формируются ценностные ориентации человека как механизм регуляции жизненного пути. Способность регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное его целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество жизни человека.
Таким образом: 1) авторы пытаются рассмотреть и изучить жизненный путь, как ограничения, связывают его с определенной зависимостью; 2) мы считаем, что жизненный путь необходимо рассматривать с рефлексивно-регулятивного подхода, т. к. активность является связующим звеном внутренней и внешней сторон жизни, выражается в регуляции; 3) регуляция обеспечивает организацию жизненного пути на операционном, тактическом, стратегическом уровне.
Читайте также:
Особенности совместимости игроков на примере хоккейной команды
При изучении хоккейной команды как малой группы спортивные психологи обращают свое внимание на исследование совместимости и сработанности игроков в рамках команды в целом, а также в конкретном звене.
Как отмечал Н.Н. Обозов, "совмес ...
Взгляды З.Фрейда на возникновение
религии в работе “Тотем и табу”
По З.Фрейду, религия - невроз навязчивости человечества. Как он приходит к такому убеждению? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к работам Фрейда и проследим эволюцию его логики.
В работе “Тотем и табу” З.Фрейд определяет линию разви ...
Алкогольная анозогнозия
Анозогнозия рассматривается по-разному и как проявление психоорганического синдрома, и как проявление алкогольных изменений личности. Рядом авторов анозогнозия рассматривается как система психологической защиты, причем считается, что защи ...
Навигация сайта