Ощущения

Страница 1

Ощущения – психические процессы отражения отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, непосредственно воздействующих на организм, а также внутренних состояний организма, возникающих в результате непосредственного воздействия определенных раздражителей на соответствующие органы чувств, то есть рецепторные аппараты анализаторов.

В спортивно-боевых единоборствах (СБЕ) и в кикбоксинге, в частности, основную роль играют мышечно-двигательные (кинестезические) ощущения,

которые возникают в результате деятельности мышечно-двигательного анализатора, включающего в себя ряд рецепторов.

Мышечные и сухожильные рецепторы при раздражении дают ощущение мышечного тонуса при движении.

Суставные рецепторы при раздражении дают ощущение направления, формы и длительности движения.

У спортсменов высокого класса в результате систематических тренировок и состязаний в значительной мере повышается чувствительность и модальность (избирательность) мышечно-двигательного анализатора, что дает им возможность тонко дифференцировать двигательные, вестибулярные, тактильные и другие ощущения.

В процессе многолетних занятий у бойца развивается тонкое чувство удара, чувство дистанции, чувство атаки противника. Постепенно развивается чувствительность всего кожного покрова тела, ощущающая изменение воздушных тепловых потоков или теплового поля. В китайском ушу развитие таких способностей целенаправленно осуществляется в тайцзи туйшоу – толчках руками с постепенным отключением зрительного анализатора. Считается, что по мере тренированности тактильная чувствительность трансформируется в энергетическую чувствительность тела, анализаторами которой являются биологически активные точки или точки акупунктуры.

Большое значение в практической деятельности файтера имеет зрительный анализатор

, который у опытных спортсменов держит в фокусе внимания все тело противника, отмечая малейшее изменение в положении его частей, что позволяет ему предварять те или иные действия. Боец должен знать особенности своего зрения и зрения противника, а именно наличие мертвых зон, в которых чувствительность зрительного анализатора резко снижается.

Слуховой анализатор

также в значительной мере способствует оптимальному проведению поединка. Если боец слышит дыхание своего противника, то он может использовать фазу самого начала вдоха, когда энергетические способности организма понижены, и рационально воспользоваться данным моментом.

Восприятие характеризуется процессом отражения в сознании человека предметов и явлений, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и событий. В процессе занятий происходит развитие такой важной характеристики восприятия, как константность, которая позволяет сохранять постоянное зрительное восприятие противника при изменении его положения на ринге. Благодаря конвергенции возникают мышечно-двигательные ощущения, дающие информацию об удалении противника, который в данный момент является объектом восприятия. Взаимодействие двигательного анализатора со зрительным, слуховым, вестибулярным, тактильным, речедвигательным обуславливает у спортсмена особые комплексные восприятия времени – пространства.

В боевых искусствах Востока идеомоторная тренировка используется с незапамятных времен и тесно связана со статическими и динамическими методами медитации. Адепты боевых искусств понимали, что прежде, чем выполнить сложно-координационное двигательное действие, необходимо запомнить и мысленно воспроизвести его зрительно-двигательный образ. Таким образом, в основе идеомоторного тренинга лежит идеомоторный акт – процесс при котором осуществляется переход представления о движении в реальное выполнение этого движения. В основе же идеомоторного акта заложены двигательные образы-представления о движениях.

Идеомоторная тренировка нашла широкое применение в спорте. Включение идеомоторной тренировки в систему подготовки классного кикбоксера может способствовать совершенствованию его скоростно-силовых качеств и технической оснащенности.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Формирование характера
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Вли ...

Психическое состояние. Фрустрация
Психическое состояние — понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятий "психический процесс", подчеркивающего динамические моменты психики, и "психи ...

Мотивы обучения и профессионального развития
Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней ...