Общая характеристика памяти

Страница 2

— по контрасту (большое — маленькое),

— по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит),

— причинно–следственные (сильный ветер — озноб).

Также было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида). В настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм.

Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Запоминание может быть произвольным, т.е. подчиненным определенной задаче запомнить что-либо, и непроизвольным, т.е. не имеющим специальной задачи, происходящим «само собой». Психологические исследования, и в частности работы отечественного психолога П.И. Зинченко, показали, что прямая постановка цели на запоминание не является решающей для эффективности запоминания. Непроизвольное запоминание оказывается продуктивнее произвольного.

Эффективность запоминания зависит от установки. Установка запомнить материал, чтобы ответить на уроке или зачете, не способствует долговременному запоминанию: после сдачи зачета материал быстро забывается. Иную роль играет понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, при этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других — неприятное.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности, с разной глубиной понимания, — в соответствии с этим выделяют механическое и логическое запоминания. Мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, которое в значительной мере зависит от понимания и ориентировки в материале в целом, а также от выделения смысловых групп и связей между элементами.

На эффективность запоминания также влияют:

привычность материала (если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается по сравнению со случайным явлением). Так можно объяснить удивительную точность воспоминаний пожилых людей: о некоторых событиях своей жизни они рассказывают очень часто и с глубоким эмоциональным выражением;

контекст иногда оказывается более важным для запоминания, нежели само событие. То, что сохраняется в памяти, тесно связано с ситуацией, при которой оно запоминалось. По этому извлекать что-то из памяти всегда легче в контексте;

мотивация (запоминается лучше то, что представляет интерес, по сравнению с материалом, не вызывающим интереса.

Эффект Зейгарник (1900–1988), открыт отечественным психологом и патопсихологом. Это феномен памяти, в соответствии с которым эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, не разряжается при незаконченном действии;

углубление в изучаемый материал (материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими факторами в различных контекстах и под разными углами зрения).

В качестве способов произвольного запоминания и организованного заучивания, позволяющих обнаруживать эти связи в запоминаемом материале, выступают мнемические действия.

В.Д. Шадриков определил следующий состав мнемических действий:

а) группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.);

б) выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т.д.);

в) план— совокупность опорных пунктов; классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков;

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Характеристика возрастных возможностей
Дети четвертого года жизни, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вм ...

Специфические особенности тренингов развития личности в западной и восточной культурах
Слово «культура» многозначно. В частности, оно может обозначать «искусство» или «образ жизни». В данной работе мы примем определение культуры, представленное Б.С. Ерасовым [33, 8] «Культура – это духовный компонент человеческой деятельнос ...

Особенности коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми
Психологическая коррекция - направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором псих ...