Общепринятое в психологии определение рассматривает память как совокупность процессов заучивания, хранения и воспроизведения. Запишем его следующим образом:
Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.
Память есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспечивает целостность и единство личности. Всякий познавательный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое.
Общая характеристика носителей памяти
Формы, в которых осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение – образ и слово.
В слове можно сохранять обобщенное представление о том,
чего в наличной ситуации нет.
Три разновидности образов привлекли внимание исследователей - последовательные, эйдетические, мыслительные.
Последовательные образы формируются на уровне рецепторов (если закрыть глаза, предварительно посмотрев на источник света, то появятся светящиеся пятна, которые сохраняются в течение нескольких минут).
Эйдетические образы - это своего рода фотографическая память, которая встречается не так часто. Образы с исключительной точностью сохраняют предъявленную картину (люди продолжают видеть изображение и после его исчезновения). Такой образ может сохраняться от нескольких минут до нескольких лет, нисколько не изменяясь.
Мысленные образы - продукты долговременной памяти. Именно из них как бы состоит персональный банк данных человека.
Внутренние образы - это одна из опор мышления, поскольку они служат базой для умственных действий. Первые внутренние образы формируются у ребенка в возрасте от полутора лет, однако только к 7-8 годам они становятся настолько гибкими, чтобы решать задачи, требующие трансформации образа. Надо отметить, что мысленные образы не у всех формируются одинаково.
Основные процессы и механизмы памяти.
Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на пять основных мнемических процессов: узнавание, запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов.
1. Узнавание — опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.
Выделяют:
индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета,
родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому–то классу предметов.
В более сложной форме узнавание предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. На основе этого факта строилась теория памяти А. Бергсона (1959–1941), французского философа–интуитивиста, который выделял два вида памяти: память–привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память–воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью мозга.
2. Запоминание — процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях возникает необходимость использования особой формы запоминания — заучивания.
Запоминание — мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей.
Образование ассоциаций (лат. associatio – соединение) — установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами.
При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого. Аристотель считал, что основой ассоциации является установление сходства и различия между представлениями. Учение об ассоциации получило широкое распространение в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джеме, Г. Спенсер).
Было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации:
— по сходству (красное — пурпурное),
Читайте также:
Проблемы создания семейных пар в студенческие годы
Образование полноценной семьи в студенческие годы является наиболее значимой проблемой названного возрастного периода, так как в это время происходит бурное комплексное развитие и становление личности студента. Как показывает практика у б ...
Как освоить технику релаксации
Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно, при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц свя ...
Происхождение и развитие сознания
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.
С точки зрения ес ...
Навигация сайта