Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп

Другая психология » Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп

Страница 5

Социальные представления о личности психолога у представителей различных профессиональных групп: общая характеристика

По результатам анализа литературы удалось выявить, что социальные представления и социальные стереотипы о психологе определяются процессом генезиса профессии, а также значением, ролью, которые приписываются психологии и другим социальным наукам в обществе в контексте конкретных исторических условий.

Описанные в работах ряда европейских и американских социальных психологов социальные стереотипы и представления о социальных психологах оказываются связанными с социальной позицией психолога, уровнем его политической активности. Психология рассматривается как наука-идеология в той степени, в которой обслуживает группы, имеющие власть [11].

Социально-профессиональная идентичность имеет очень большое разнообразие и обусловливается широкой вариативностью типов деятельности психологов, перекрыванием сфер деятельности психологов при преобладании частичной занятости в учреждениях, что дает им значительную свободу действий в организациях.

В исследованиях социально-профессиональной идентичности психологов и социальных представлений о психологах выделяется как прототип "Символическая вселенная". Связаны эти социальные представления о психологии у психологов вокруг понятия "наука" по позиции "Психология как наука" [13].

Подводя итоги обзора эмпирических исследований социальных представлений о психологе, можно заключить, что социальные представления о психологе как бы отвечают на ряд следующих важных вопросов:

- Для кого и кем работает психолог (круг проблем)?

- Как он помогает проблемам и болезням индивида (методы)?

- Что наиболее полезного для развития человека может дать психолог (практическая ценность работы психолога)?

Социально-профессиональная идентичность психолога определяется через сравнение с более традиционными профессиональными ролями врача, учителя, юриста, социального работника, священнослужителя и психоаналитика (психотерапевта). Обобщая результаты нашего эмпирического исследования, мы дадим описание комплексов социальных представлений у различных профессиональных групп в современной России. В ходе такого описания будем использовать для сравнения уже выявленные в исследованиях зарубежных психологов комплексы социальных представлений.

В целом профессиональный психолог в социальных представлениях в современной России характеризуется тесной связью между личностной и профессиональной идентичностью, размытостью социально-профессиональной роли между двумя более традиционными (педагогической и врачебной) моделями деятельности.

Врачебная модель вызывает более положительную оценку психологической работы, чем педагогическая. Эффективность психологической работы связывается с характеристиками личности психолога, а не с особенностями социальной структуры, в которой он работает. Социальная релевантность психологической работы оценивается достаточно умеренно, при этом выше в сферах образования и здравоохранения и ниже в подразделениях МВД и в организациях. Направления психологической работы с индивидом и с группой воспринимаются как взаимодополняющие, а не альтернативные. При оценке профессиональной компетентности психолога приоритетными являются жизненный и профессиональный опыт по сравнению с образованием и владением технологиями. Профессиональная компетентность оказывается тесно связана в социальных представлениях с общей направленностью личности и неспецифическими коммуникативными навыками (умение слушать, умение влиять на людей и др.). Желаемая социально-профессиональная позиция психолога - позиция эксперта или психотерапевта

Содержание поля представлений на всей совокупности выборки отличается высокой интегрированностью структуры на уровне социально-желательного образа психолога и на уровне обобщенно-собирательного образа "реального" психолога. В содержании поля представлений на всей совокупности выборки удалось выделить 4 содержательные области:

Личностные черты.

Свойства личности в сфере межличностного взаимодействия (в силу их многочисленности они были вынесены в отдельную содержательную область).

Особенности структуры и содержания социальных представлений о личности психолога у менеджеров

Поле представлений в профессиональной группе менеджеров характеризуется высокой дифференцированностью.

К структурному ядру поля представлений относятся 29 элементов.

К социально-желательным свойствам личности относятся обаятельность, внешняя привлекательность, альтруистичность, способность к эмоциональной поддержке, независимость, стойкость.

Отличительной чертой представлений менеджеров о личности и профессиональной деятельности психолога является высокая представленность в ядре поля представлений параметров, характеризующих профессионализм психологов. Среди общих признаков профессионализма менеджеры выделяют необходимость специального образования, наличие опыта, эффективность психологической помощи, увлеченность работой и личную ответственность за клиента

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса
В последние годы активное внимание привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на широкое информирование специалистов коммуникативных профессий о ранних признаках "в ...

Основные подструктуры личности, обусловливающие коммуникативную толерантность:
1. Интеллектуальная — передает парадигму (образец, тип, стиль) мыслительной деятельности конкретного человека, т. е. принципы его понимания действительности, привычные для него стереотипы осмысления проблем, идей, принятия решений. Извест ...

Физическая привлекательность как многомерное явление
Физическая привлекательность – актуальная междисциплинарная проблема. Выступая регулятором всех видов межличностных отношений, она неизбежно влияет на жизнь каждого человека. Несмотря на обилие эмпирических исследований за рубежом, вопрос ...