Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп

Другая психология » Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп

Страница 4

представителями различных профессиональных групп, включенных в выборку данного эмпирического исследования (бланк опросника см. в [10]). Методика может быть использована для выявления особенностей восприятия психолога в ситуации профессиональной деятельности, а также самовосприятия специалистом-психологом своей личности в профессиональном контексте. В нашем исследовании эта методика создавалась и использовалась для выявления структурных и содержательных компонентов социальных представлений о личности и деятельности психолога в различных профессиональных сообществах (учителя, врачи, менеджеры, офицеры МВД психологи-специалисты и студенты-психологи). Для массового применения в социально-психологической практике опросник может быть доработан: выделены при помощи статистических методов шкалы, разработана стандартная интерпретация показателей.

Опросник состоит из 206 утверждений. В нем имеется блок открытых вопросов (№ 107-111), но подавляющее большинство вопросов являются закрытыми. Для оценки степени согласия с каждым из этих утверждений предлагается 10-балльная шкала. Производится оценка социально-желательного образа психолога-профессионала и обобщенно-собирательного образа "реального" психолога Разведение этих уровней при исследовании социальных представлений призвано детализировать образ, способствовать дифференциации установочного компонента и ценностных элементов представлений, а также вьщелению наиболее эмоционально насыщенных "проблемных" зон в представлении, которые, как мы предполагаем, будут отражены через максимальное расхождение желательного и "реального" уровней в оценке особенностей личности психолога. Для облегчения интерпретации данных исследований суждения сведены в условные "шкалы" на основе их содержательного единства. Таких условных "шкал" -50. Эти условные "шкалы" выделялись посредством экспертных оценок. В качестве экспертов привлекались преподаватели факультета психологии и социальной работы ТвГУ и практические психологи из числа респондентов.

При обработке и интерпретации результатов эмпирического исследования использовались качественные и количественные методы, в частности контент-анализ (тематический сегментарный и первичный частотный) специальных документов исследования в виде аудиозаписей и протоколов, полученных при проведении индивидуальных глубинных интервью и фокусированных групповых интервью. В ходе количественного анализа данных использовались факторный анализ (метод главных компонент) и корреляционный анализ данных тестирования, а также вычислялись достоверность различий по выборочным параметрам с использованием t-критерия Стьюдента и описательные статистические параметры выборок.

Изучая поле представлений, мы руководствовались последними современными разработками методов исследования социальных представлении, в том числе и с привлечением математического аппарата

В современных исследованиях иерархического строения поля представления выделяются такие структуры в поле представлений, как центральное ядро и периферия.

Для выделения структуры поля представлений широко используются корреляционный анализ и факторный анализ.

Свидетельством близости элемента к ядру считается высокое количество связей элемента с другими компонентами поля представлений (количественная валентность) [10].

В исследовании социальных представлений российских школьников о различных типах общеобразовательных учреждений ("традиционные" школы и гимназии) СВ. Трушкова анализирует возможность применения корреляционного анализа для локализации ядра социального представления, предлагая использовать "интеркорреляционный индекс" (количество корреляционных связей в матрице у элемента) для выделения "структурного ядра". Под "структурным ядром" понимается вся совокупность элементов поля представлений, входящих в ядро и близких к нему. В нашем исследовании мы использовали качественные опросы для выделения содержательных элементов представления о личности и деятельности психолога, корреляционный анализ для локализации центральных и периферических систем в представлениях у различных профессиональных групп. Факторный анализ позволил выделить содержательные полюсы на континууме, между которыми определяется положение объекта при его включении в семантические сети личности.

Мы интерпретировали противоположные содержательные полюсы в рамках одного фактора как внутренние критерии (аналогия с конструктами), используя которые респонденты структурируют стимулы внешней среды. Содержательному истолкованию подвергались лишь факторы, обладающие высокой объяснительной силой (по отношению к проценту охвата дисперсии значений на выборке).

Анализ общих элементов и отличий в центральных системах социальных представлений на всей выборке и в профессиональных группах позволяет вычленить компоненты социальных представлений, связанные с особенностями профессиональной среды, характерной для соответствующей специальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии
А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный ...

Психологическая портрет страхового агента
Итак, мы подошли к личности страхового агента, т.е. человека заключающего контракты на оказания услуг страхования. Каков психологический портрет успешного работника страховой компании, который выполняет свою работу на радость руководству ...

Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности.
В данном параграфе мы рассмотрим профессиональное самоопределение на разных этапах развития личности, включающих в себя: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. Рассмотрим их подробнее: 1. Д ...