Типы молодой семьи и стадии её развития

Проблемы молодой семьи » Типы молодой семьи и стадии её развития

Страница 1

В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по семейному быту и укладу, по типу потребительского отношения и др В качестве основания для классификации выступает и семейный стаж. Именно в зависимости от возраста супругов и от количества прожитых совместно лет принято выделять молодую семью, а также семью среднего супружеского возраста, семью старшего супружеского возраста и пожилые пары.

Современные молодые семьи также можно классифицировать, например, по структуре – полные и неполные семьи.

По мнению Ф.А. Мустаевой, существует три типа молодых семей.

Первый тип – традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.

Второй тип – супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий тип – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

Более содержательной классификацией, на наш взгляд, является деление молодых семей на благополучные семьи и семьи социального риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу.

Весьма интересным и спорным представляется освещение в литературе вопроса об этапах, или стадиях, развития молодой семьи.

Например, по мнению Н. Акермана, молодая семья в своем развитии проходит три стадии. Первая стадия – стадия монады – описана в конце 1960-х годов на примере американской семьи, когда одинокий молодой человек или девушка, финансово самостоятельные, живут отдельно от родительской семьи, самостоятельно реализуя свои потребности, вырабатывая некий опыт самостоятельной жизни, проверяя на своем опыте правила, усвоенные в родительской семье. На этой стадии формируются осознанные и проверенные на практике правила собственного существования, очень важные для индивидуального психического развития и для развития будущей семьи.

В российских семьях стадия монады очень редка, ее отсутствие связано исключительно с невозможностью приобретения отдельного жилья для финансово зависимых молодых людей. Соответственно молодые люди не имеют возможности «посмотреть со стороны» на те семейные правила, которые существуют в их родительских семьях. В такой ситуации трудно выработать свой собственный взгляд на семейные установки. К правилам родительской семьи обычно существует отношение, которое укладывается в схему «нравится – не нравится». Молодые люди часто дают себе обещания: «никогда не буду как мама» или «никогда не буду как папа». Но четко осознанного «каким же я буду?» или хотя бы «как я хочу, чтобы было?» обычно нет. Именно взаимное разрешение этих вопросов и является основной задачей, которая должна быть решена в период диады.

Заметим, что стадию монады в современной России вынуждены проживать молодые люди, приезжающие из сельской местности в город для получения профессионального образования или устройства на работу, а также мигрирующие по иным причинам. Именно они получают возможность, в отрыве от родительской семьи, проверить на практике справедливость правил, усвоенных в родительской семье, практическую ценность семейных установок. Приобретение собственного опыта позволяет внести в свое поведение коррективы, иногда довольно существенные. В частности, появляется толерантность к иным, по сравнению с его собственными, формам бытового поведения, чужим привычкам и мнениям.

Страницы: 1 2 3

Читайте также: