Общая характеристика восприятия

Другая психология » Психические познавательные процессы » Общая характеристика восприятия

Страница 3

В головном мозге действует фильтр, который лимитирует способность улавливать различные сигналы. Прежде, чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем - порог восприятия или порог осознанного узнавания, который контролируется ретикулярной формацией. Между этими двумя порогами, видимо, существует подпороговая зона, где сигналы обрабатываются без участия сознания. Физиологический порог предопределен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов. Порог восприятия гораздо менее стабилен и зависит от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог. Здесь возникает очень интересное явление, объясняющее порой необъяснимые, с точки зрения логики бытовой психологии, факты. Оно заключается в том, что подпороговое восприятие информации может вызывать реакции на уровне организма без сознательной оценки соответствующих сигналов.

Гипотеза о бессознательной обработке сигналов из подпороговой зоны позволяет объяснить многие спорные явления: подпороговое восприятие, перцептивную защиту, внечувственное (экстрасенсорное восприятие) и др. которые мы рассмотрим позднее. Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие — активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит. Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

Классификация восприятий

В основе любой классификации лежит определенный критерий. С этой точки зрения при классификации восприятий наиболее распространенными являются следующие основания. Они обобщенно показаны в таблице 1.

Таблица 1. Классификация видов восприятия

Основание для классификации восприятия

Виды восприятия

Особенности воспринимаемого объекта

Восприятие предметов, речи, человека человеком

Преобладание анализатора

Зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное

Форма существования материи

Восприятие пространства, времени и движения

Наличие или отсутствие чувственной основы

Перцептивный образ – фантомный образ, эйдетический образ, образ собственного тела, мысленный образ, галлюцинации и т.д.

Продолжительность перцептивного процесса

Симультанное - одномоментное;

Сукцессивное - развернутое во времени

Наличие цели восприятия

Непроизвольное - непреднамеренное;

Произвольное - преднамеренное

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Особенности совместимости игроков на примере хоккейной команды
При изучении хоккейной команды как малой группы спортивные психологи обращают свое внимание на исследование совместимости и сработанности игроков в рамках команды в целом, а также в конкретном звене. Как отмечал Н.Н. Обозов, "совмес ...

Профилактика конфликтности в подразделениях ОВД
В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности ...

О формировании человека как личности и как объекта и субъекта общения
Общение и формирование личности. Вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, поправится и т ...