Общая характеристика восприятия

Другая психология » Психические познавательные процессы » Общая характеристика восприятия

Страница 1

Восприятие (перцепция) – непосредственная данность человеку (животному) предметов и предметных отношений, воздействующих на органы чувств. С точки зрения показанной Вам ранее логики конструирования определения психического явления можно дать более развернутое определение восприятию:

Восприятие (перцепция) - это психический познавательный процесс представляющий собой отражение в сознании человека всей совокупности свойств и качеств предметов или явлений окружающей действительности непосредственного воздействующих на наши органы чувств.

Свойства и виды восприятий.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, осмысленность и некоторые другие.

Свойства восприятия как субъективного образа мира

предметность: выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира (внутреннего), к этому миру;

структурность: восприятие - не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура;

подвижность и управляемость: образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи;

целостность: восприятие — всегда целостный образ предмета;

константность и правильность: восприятие окружающих предметов как относительно постоянных по форме, цвету, величине и т.д.

избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Рассмотрим более подробно перечисленные свойства образов восприятия.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Структурность. Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

Константность — обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной.

Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Рекомендации для преподавателей и старшеклассников.
В данном коллективе 61% людей, которые определились со своей будущей профессией, остальные же ещё не сделали этот выбор. Всё-таки 39% старшеклассников из рассматриваемого коллектива это достаточно большое количество. У них осталось пол го ...

Эмоциональный способ отражения отношений и аффективные оценки
Несмотря на большую простоту по сравнению рефлексивным познанием отношений осознанное постижение своих потребностных отношений и их отражение в оценочной форме требуют, все же, достаточно высокого уровня познавательных возможностей субъек ...

Вводные замечания по профессиографическому анализу
Организация – это социальная система, созданная для выполнения задач, которые людям, действующим в одиночку, выполнить не под силу. Эти задачи образуют две большие категории: производство какого-либо продукта и предоставление какой-либо у ...