Внимание

Страница 2

К мыслительным операциям, как способам подхода к изучаемым явлениям, относятся также абстракция, конкретизация, систематизация и классификация. Абстракция (абстрагирование) заключается в мысленном отвлечении от несущественных свойств и качеств изучаемого предмета и сосредоточении на главном, существенном. Конкретизация – это всесторонний анализ конкретного предмета или явления. Систематизация представляет собой мысленное упорядочение изучаемых предметов и явлений, расположение их в определенной логической последовательности. При классификации изучаемые предметы и явления относятся по какому-либо признаку к определенной их группе.

Мышление осуществляется в определенных формах, таких как понятие, суждение, умозаключение и рассуждение. Понятие представляет собой отражение в сознании человека общих и наиболее существенных свойств и качеств предметов и явлений. Пример понятий: граница, служба, охрана, автомат, карабин и т.д. В суждении излагается определенная мысль, утверждающая или отрицающая какие-либо факты, события. Например: "Воин-пограничник должен бдительно нести службу по охране государственной границы". Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение – наиболее результативный способ доказательства. Рассуждение представляет собой последовательное и взаимосвязанное выдвижение системы суждений.

Методами мышления, выведения умозаключения являются индукция, дедукция и аналогия.

Индукция – это такой метод мышления, при котором выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. При дедуктивном мышлении мысль движется в обратном направлений – от общего к частному.

Метод мышления по аналогии имеет место тогда, когда вывод делается на основе сходства предметов, явлений, обстоятельств.

В процессе решения мыслительных задач могут быть использованы различные виды мышления: наглядно-действенное, образное, словесно-логическое и абстрактное.

Наглядно-действенное мышление функционирует на основе восприятия реальных предметов, обращения с ними. Этот вид мышления "вплетен" в деятельность, неотделим от нее. Те у кого он более развит, лучше понимают учебный материал, когда он излагается по ходу практических упражнений с реальными предметами.

Образное мышление – протекает на основе представлений, наглядных образов, демонстрации реальных объектов. Люди с более развитым образным мышлением лучше усваивают мысль, переведенную в наглядные образы. Словесно-логическое мышление функционирует преимущественно на основе речевых и логических эквивалентов действительности. Яркий рассказ, описывающий обстоятельства или факты, передающий во всей тонкости развитие событий или процессов, поднимающиеся над действительностью обобщения несут в себе очень большую информационную нагрузку, превосходящую непосредственные впечатления.

Абстрактное мышление осуществляется на основе понятий. Оно обладает самой высокой проникающей в суть действительности возможностью.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Определение навыка, его формирование
Как отмечают многие исследователи, освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, рассматривается в качестве «основного содержания и важнейшей задачи обучения» (С.Л. Рубинштейн). Однако сама проблема навыка ...

Общая характеристика психологической совместимости людей в семье
Итак, мы можем сказать, что психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, ...

Психофизиологическая характеристика ловкости
Одна из форм проявления мышления — ловкость (координация). Ловкость — это реакция на движущийся предмет, способ действия мыслящего тела. Она характеризуется тем, что между отражением ситуации и движениями практически нет времени на подгот ...